Библиотека >> Материалы по конструктивной психологии
Скачать 60.96 Кбайт Материалы по конструктивной психологии
Будучи эмпирической психологической наукой (а не религией, как полагают некоторые некомпетентные лица), йога указывает, что необходимым средством достижения такого равновесия и утверждения в нем является исследовательская деятельность ("правильное размышление").
Буддисты, воспитанные на Йоге, считают высшей мудростью постижение того, что "форма есть пустота, а пустота есть форма", что "сансара есть нирвана, а нирвана есть сансара". Здесь также речь ищет о выделении нейтрального уровня бытийных переживаний как наивысшего, объединяющего субъективные модели актуальной объективной реальности ("форма") и виртуальной объективной реальности ("пустота"), негативные ("сансарические") и позитивные ("нирванические") переживания. В эзотерическом буддизме, таким образом, высшим достижением является не просветление, а интеграция просветленности и помраченности, способность выбирать между ними или быть вне их. Разумеется, без реализации просветления такая интеграция недостижима, – вот почему просветлению уделяется так много внимания. Однако само по себе просветление не обеспечивает автоматически осуществления данной интеграции. В основе интегрального развития лежит здравый смысл, сформированный житейским опытом ("бывалостью") и составляющий ядро и личности; и наоборот, уровень развития личности зависит от интегрируемых уровней самосознания. Указание на это, равно как и на аутентичность интегративных тенденций в эзотерической психологии, не будет лишним. Последнюю нередко смешивают с псевдоэзотеризмом – самоцельными культами измененных психических состояний, сверхценных или навязчивых переживаний мистического и магического характера, а также ассоциативно сопутствующих им понятий, символов, ритуальных действий, предметов и мест. Псевдоэзотеризм, абсурдный с точки зрения здравого смысла, к тому же используемый псевдоэзотерическими лидерами для манипуляции и обогащения, не может не встретить критической реакции здравомыслящего человека. Но непонимание эволюционной необходимости освоения измененных состояний психики и отождествление эзотерической психологии с псевдоэзотеризмом приводит некоторых людей к самоцельному культу обычных психических состояний, к реакционному антиэзотеризму, к "принципиальному" отрицанию существования фактов, возможности и целевых технологий опережающего психического развития, к ханжескому осуждению саморазвития и самодеятельности как "эгоизма" и "дилетантизма", и даже к антинаучным призывам запретить психическую эволюцию человека, если она "научно не обоснована". Если в основе эзотерической психологии лежит стихийная диалектика ("йога") становления человека в более развитое психически существо, то псевдо– и антиэзотеризм представляют собой "шаг назад" от стихийной диалектики такого становления к сознательной метафизике, к выбору в качестве установки поведения одного из членов антиномии: или культ измененных состояний психики – или культ обычных состояний психики. Диалектическое превосхождение данной метафизической антиномии, переход к сознательному освоению измененных психических состояний и их интеграции с обычными психическими состояниями, к сознательному формированию расширенных психических состояний есть "два шага вперед" от стихийной диалектики через сознательную метафизику к сознательной диалектике психического развития человека. На уровне этого синтеза эзотерическая психология становится психологией интегрального развития человека. Киев, октябрь 1986 ЛИТЕРАТУРА: [1] Эзотерические психологи – самодеятельные психологи, занятые разработкой технологий интегрального развития человека. Эзотерическая психология возникла вследствие того, что "профессиональные" общественные институты этой проблемой не занимались. [2] Дж.К.Лилли. Центр циклона. Нью-Йорк, 1972. [3] П.Д.Успенский. В поисках чудесного. Нью-Йорк, 1949. [4] См.: В.А.Данченко. Эзотерическая психология: методологические предпосылки содержательного синтеза. 1985. Рукопись. [5] См.: В.А.Данченко. Три уровня надличностного самомознания. 1985. Рукопись. ЙОГА, ПСИХИАТРИЯ И КОНСТРУКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Расширенный вариант одноименной статьи 1983 года, опубликованной в приложении к самиздатскому переводу книги Г.Бенджамина "Основы самопознания: введение в эзотерическую психологию". Название статьи отражает последовательность становления существенных форм специализированного психотехнологического знания в индоевропейской психической культуре. Исторически вначале возникла йога, затем психиатрия, а теперь пришло время конструктивной психологии. В настоящее время мир является свидетелем и участником процесса обращения европейцев к своим психокультурным корням, начало которому положила деятельность Теософского общества, основанного в прошлом веке Блаватской и Олкоттом. Общеизвестно, что наши соотечественники – Блаватская, Гурджиев, Успенский, Шмаков, Рерихи и др. | ||
|