Библиотека >> Материалы по конструктивной психологии
Скачать 60.96 Кбайт Материалы по конструктивной психологии
Тип межличностных отношений определяется композицией состояний взаимодействующих людей. Приведу возможные типы межличностных отношений.
1. Для состояния 1.0 . 1.0. 1.0. 1.0. 1.0. 1.0. 1.1. 0.1. 0.0. "родитель" "родитель" "родитель" "родитель" "родитель" "взрослый" "ребенок" "мудрец" 2. Для состояния 1.1. 1.1. 1.1. 1.1. 1.1. 1.0. 1.1. 0.1. 0.0. "взрослый" "взрослый" "взрослый" "взрослый" "родитель" "взрослый" "ребенок" "мудрец" 3. Для состояния 0.1. 0.1. 0.1. 0.1. 0.1. 1.0. 1.1. 0.1. 0.0. "ребенок" "ребенок" "ребенок" "ребенок" "родитель" "взрослый" "ребенок" "мудрец" 4. Для состояния 0.0. 0.0. 0.0. 0.0. 0.0. 1.0. 1.1. 0.1. 0.0. "мудрец" "мудрец" "мудрец" "мудрец "родитель" "взрослый" "ребенок" "мудрец" Данная типология может использоваться для моментальной ориентации в динамике межличностных отношений. Освоение "интегрального сверхсостояния", выражающегося в способности свободного перехода в любое из указанных состояний, что требует соответствующей практики, позволяет в той или иной степени управлять межличностными отношениями. Частным случаем применения данной типологии являются "вербальные игры", которые я проводил с 1985 года в секции прикладной психологии. В частности, участники формирующего эксперимента практиковали отработку и произвольный переход в следующие коммуникативные позиции: 1.0. "Я прав. Другой неправ". 1.1. "И я, и другой правы". 0.1. "Я неправ, другой прав". 0.0. "И я, и другой неправы". В результате участники эксперимента ощутили рост внутренней энергии, смогли прочувствовать "пространство творчества". В свою очередь межличностные отношения (типа "человек-человек") являются частным случаем отношений типа "человек-мир". Здесь по квадриполю выделяются следующие типы онтологических состояний человека, индицирующих соответствующие режимы функционирования психики: 1.0. "Я значим. Мир не значим". Состояние "мага". 1.1. "И я, и мир значимы". Состояние "обычного человека". 0.1. "Я не значим. Мир значим". Состояние "мистика". 0.0. "И я, и мир не значимы". Состояние "йогина". В 1987 году я проводил ряд экспериментальных исследований в секции прикладной психологии по отработке данных режимов и "интегрального сверхсостояния" с экспертами широкого профиля в бодрствующем и просоночном состояниях. В результате повысился уровень самореализации участников эксперимента. Этот психологический конструкт целесообразно использовать в курсе практической подготовки конструктивных психологов, инструкторов по психорегуляции и психическому развитию и операторов широкого профиля. Киев, 1991 КОНСТРУКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Третий и последний вариант статьи "Йога, психиатрия и конструктивная психология" Опубликован в журнале "Реальность и субъект". СПб., 1998, том 2, № 1, с. 52-60 Современная славянская духовность находится в состоянии оформления. Она перерабатывает и почвенные, и посторонние духовные формы, но не сводится ни к одной из них. Так, если говорить о славянской духовной "почве", то современную славянскую духовность невозможно редуцировать ни к дохристианскому ведическому православию, ни к христианству, ни к марксизму, ни к позитивизму. Тем более абсурдны попытки свести современную славянскую духовность к какому-либо из "посторонних" метафизических или эзотерических учений, множеством которых теперь так увлекаются славяне. По-видимому, имеет смысл говорить о самобытных религиозных, философских, научных, художественных и синтетических формах славянской духовности, рождающихся в наше время. Судя по разнообразию этих форм, современная славянская духовность полиморфна. Конструктивная психология представляет собой одну из синтетических форм современной славянской духовности, возникшую на стыке искусства, философии и науки. I Конструктивной психологией я называю философско-психологическое искусство эффективного восстановления, оптимального функционирования и интегрального развития человека в течение жизненного цикла. Если рассматривать конструктивную психологию в пространстве научной психологии, то она, согласно науковедческим представлениям, является третьей, завершающей стадией развития психологии, вслед за объяснительной и описательной стадиями. В рамках научной парадигмы конструктивную психологию можно определить как науку о сущности, ценности и способах развития психики. Продуктом конструктивной психологии являются психотехнологии, содействующие интеграции, развитию и осуществлению возможностей самосознающей психики, понимаемой как целостное, метасистемное качество системы "человек-мир". | ||
|