Библиотека >> Материалы по конструктивной психологии
Скачать 60.96 Кбайт Материалы по конструктивной психологии
Такая йога называется Махайогой (Большой йогой) и может пониматься как освобождение от мистики и магии, выход на более широкий "метатерический" масштаб интеграции целостного и индивидуального психического опыта.
САМОИНТЕГРАЦИЯ, то есть становление персонифицированнего индивида ("обычного человека") в интегрированного человека, обладающего индивидуальным, социальным, универсальном и виртуальным уровнями самосознания, – это первая стадия интегрального развития. Вторая стадия – это собственно интегральное развитие, то есть развитие в статусе интегрированного человека. Общеизвестными примерами интегрального развития могут служить жизнеописания тех основателей религий, которым поклоняются как Богам. Богочеловек и есть интегрированный человек. Интегральное развитие не является принудительным, и потому это прежде всего процесс САМОРАЗВИТИЯ, то есть проявления активности интегрального самосознания, интегрального "Я". Самосознание ("зрящий") неразрывно связано с сознательностью ("силой зрения") и сознаваемым ("зримым"), составляя с ними ОДНО ТРИЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. Поэтому действительное (а не воображаемое) саморазвитие связано с развитием сознательности и сознаваемого. "Сознательность" в данном случае обозначает способность к осознаванию "того, что есть" здесь и теперь, – как во "внутреннем", так и во "внешнем мире, а также к действию на основании такого осознания. Развитие сознательности означает, соответственно, процесс "сплавления" дискретных "вспышек" осознания в непрерывный "свет". Развитие сознательности происходит в двух формах – интенсивной и экстенсивной. Интенсивное развитие сознательности означает выявление новых связей, закономерностей и т.д. в рамках актуальной сферы осознаваемых явлений и процессов; экстенсивное развитие сознательности означает расширение актуальной сферы осознаваемых явлений и процессов, освоение явлений и процессов более крупного масштаба. Целью развития сознательности является перманентная актуализация конкретно-исторической "картины мира" и осознание человеком своего места в нем, а также привнесение этого осознания в свою жизнедеятельность. Расширение сознания предполагает выход за рамки непосредственно данного "здесь и теперь" и требует полного контроля над воображением. И тем не менее грань между воображаемым и действительным в процессе расширения сознания настолько тонка, что некоторые традиционные школы эзотерической психологии находят задачу фактического (а не воображаемого) расширения сознания слишком затруднительной и под тем или иным предлогом отказываются от ее рассмотрения. "Развитие сознаваемого" связано со способностью к эффективному сознательному участию во всеобщем эволюционном процессе, настоящим этапом которого является процесс интегрального развития человеческого общества. Б данном случае речь идет прежде всего о способности к АДЕКВАТНОМУ ОБОБЩЕСТВЛЕНИЮ человеком своего личного опыта интегрального развития и результатов освоения ранее обобществленного опыта других людей. Понятие "обобществления" включает в себя как теоретико-методологические, так и организационно-технологические формы опредмечивания личного опыта интегрального развития. "Адекватность" определяется эффективностью данных форм в наличной конкретно-исторической ситуации, то есть степенью их фактической включенности в наличную ситуацию с соответствующей модификацией последней в целевом направлении. Принцип адекватного обобществления требует от человека осознания современной ему наличной ситуации – выявления жизнеспособных форм опредмечивания, изучения ведущих тенденций развития и т.д. Глубина осознания наличной ситуации является основным фактором, определяющим степень "посвящения" человека, то есть меру его способности адекватно обобществлять обретенный опыт интегрального развития. На основании изложенного теоретико-методологического материала предлагается базисная целевая структура экспериментальной комплексной программы интегрального развития (ЭКПИР) в отечественных условиях. Базисный уровень конструирования программы означает конструирование самого общего уровня (1-й этап конструирования) и ограничивается формированием ее целевой структуры. Конкретизация (детализация) базисных целей, "привязка" ЭКПИР к конкретным условиям является следующим, 2-м этапом разработки и производится заинтересованными экспериментаторами. ЭКПИР предназначена для индивидуального и группового использования. Длительность реализации Программы рассчитана на жизненный цикл. Базисная целевая структура ЭКПИР Формирование психиатрического самоконтроля. Оптимизация процесса жизнедеятельности. Изучение эзотерической психологии. Реализация этического поведения. Реализация переживания целостности. Интеграция эзотерического и житейского опыта. Обобществление личного опыта интегрального развития. Трансформация деструктивных отношений в конструктивные. Киев, март 1991 ПСИХИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ВОПРОС. | ||
|