Библиотека >> Материалы по конструктивной психологии

Скачать 60.96 Кбайт
Материалы по конструктивной психологии

Освобождение от переживания внешних процессов составляет суть магии. Освобождение от того и другого составляет суть йоги. Условно говоря, для мистика внутренний мир имеет нулевое значение, для мага нулевое значение имеет внешний мир, для йогина – и внутренний и внешний, и в этом смысле для него внутреннее и внешнее тождественны.

Отсутствие переживания внешних или внутренних процессов не означает отсутствия их восприятия или интроспекции, а также торможения или остановки деятельности двигательной и интеллектуальной функции. То есть речь идет не о трансовых состояниях. В то же время будучи в сознании, человек принципиально не способен вообще освободиться от переживания. ("Скажи мне, что ты переживаешь, и я скажу, кто ты".) Поэтому освобождение от переживания всей совокупности воспринимаемых и рефлексируемых процессов ("частностей") при сохранении сознания приводит к переживанию целостности. Что касается транса, то технология его достижения иная: освобождение от восприятия и рефлексии при сохранении сознания.

Мистика характеризуется принципом пассивности ("тамас") и методом созерцания, нижним уровнем которого является медитация. Магия – принципом активности ("раджас") и методом трансмутации, нижним уровнем которого является операция. Йога – принципом нейтральности ("саттва") и методом интеграции, нижним уровнем которого является гармонизация.

Мистика, магия и йога являются необходимыми компонентами пути к переживанию целостности ("закон трех"). Ограничиться мистикой – значит завязнуть в фатализме, стать рабом мира. Ограничиться магией – значит завязнуть в волюнтаризме, стать тираном мира. Что касается йоги, то она невозможна без мистических и магических достижений, ибо тогда нечего интегрировать в смысле взаимодополняющего эзотерического опыта, а значит нет и йоги. Как говорят оккультисты, йога – это "и мистика, и магия", и в то же время "ни мистика, ни магия". Уравновешивание и интеграция бинера мистики и магии и есть йога ("пятый аркан"). Йога может также пониматься как освобождение от мистики и магии и выход на более широкий масштаб интеграции ("метатерический") целостного и индивидуального психического опыта.

Достаточно развитые мистические и магические учения имеют выраженный интегральный характер. Так, в развитой мистике имплицитно, в скрытой форме присутствуют магические и йогический компоненты. Для йоги интеграция, так сказать, аутентична. В связи с этим развитые йогические учения характеризуются интеграцией эзотерической и житейской психологии ("Йога есть осознанная жизнь, а жизнь есть неосознанная йога".).

Киев, 1985


МЕТАПСИХИАТРИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ

Психиатрия – лечение психики. Лечение психики представляет собой процесс ее преобразования различными способами от патологии к норме. Научно-конкретное изучение сознания, личности и организма человека в его жизнедеятельности, психосоматических функций в норме и патологии является для психиатрии с самого начала ее существования не познавательной целью, а лишь средством более эффективного преобразования психики, неотделимой от человека и его жизненного пути, социальных и природных условий бытия. Эффективность такого преобразования зависит не только от специальных знаний психиатра, но и его интуиции, профессионального и жизненного опыта, общей культуры. Поэтому психиатрия – это не только наука, но и искусство.

В связи с этим мы можем рассматривать психиатрию как науку и искусство преобразования психики от патологии к норме. Другими словами, психиатрия – это разновидность преобразовательной психологии, основным вопросом которой является вопрос о психической норме и патологии. Для психиатрии, рефлексирующей самое себя, – а только такая психиатрия является зрелой, достаточно развитой, – решение этого вопроса имеет принципиальное значение.

Для полноты рассмотрения истории вопроса необходимо иметь виду, что психиатрия и понятие психической нормы и патологии не всегда существовали под своим именем. До возникновения психиатрии как таковой психиатрическую функцию выполняли шаманы, жрецы, священнослужители, подвижники, а инициаторами психиатрических предписаний и понимания психической нормы и патологии выступали мудрецы и основатели религий.

Анализ истории вопроса и современной ситуации дает основания для вывода об относительности понятия психической нормы и патологии. Это означает, во-первых, что понятие психической нормы и патологии различно в различные исторические периоды, в разных географических регионах, в разных социально-психологических группах, во-вторых, что в современной ситуации не существует интегральной концепции психической нормы и патологии.

Современная концептуальная психиатрия представляет собой эклектический набор концепций психической нормы и патологии, разработанных на различных основаниях и понятийных языках. По принципу подхода к психической норме и патологии в этом наборе выделяется структура, состоящая из трех групп: панэтической, клинической и антипсихиатрической.

Основной тезис панэтической группы концепций заключается в том, что все люди психически ненормальны и страдают различными психопатическими состояниями.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38