Библиотека >> Материалы по конструктивной психологии
Скачать 60.96 Кбайт Материалы по конструктивной психологии
Житейская мудрость заключалась в том, чтобы жить в соответствии с природой, а не идеями. Совершенномудрый, хотя и видел весь веер возможностей жизненного пути, описанный в Книге Перемен, поступал аналогично, ибо в Великой Игре Целого все комбинации равнозначимы. Такое "недеяние", фаталистичное с современной точки зрения, было окрашено не пессимизмом, а радостью каждого момента бытия, не отравленного страхом перед переменами.
Возникновение рафинированного, философского даосизма явилось реакцией образованных любителей китайской старины на развитие государственности в Китае и новых философских систем типа конфуцианства, придающих большое значение нормативному регулированию жизненного пути, управлению и праву. В отличие от конфуцианства, которое сразу приняло профессиональный характер благодаря ориентации на государственную службу, философский даосизм развивался в основном как любительское, даже богемное движение, ибо даосы избегали какой-либо службы, за исключением разве что профессионализации в прикладной области боевых и целительских искусств. Следует заметить, что даже для Конфуция путь "благородного мужа", во всем следующего правилам, являлся не самоцелью, а средством возвращения к естественному состоянию "древнего вана", дао-человека, который не нуждался ни в каких правилах, ибо был целостен с Изначальной Природой. Натуральный способ жизни давал здоровье и долголетие без каких-то особых усилий; в условиях цивилизации это уже не получалось само собой, что привело к появлению даосской "алхимии бессмертия", практики развития энергетических способностей человека. В XX веке И-цзин (Книга Перемен) была переведена на русский язык и философски прокомментирована Шуцким. В каждой психической культуре имеется свое понимание интегрального развития, оптимального функционирования и эффективного восстановления. Так, в арийской психической культуре под оптимальным функционированием и эффективным восстановлением понимается такое функционирование и восстановление, которые обеспечивают интегральное развитие. В семитской психической культуре под интегральным развитием и эффективным восстановлением понимается такое развитие и восстановление, которые обеспечивают оптимальное функционирование. В китайской психической культуре под интегральным развитием и оптимальным функционированием понимается такое развитие и функционирование, которые обеспечивают эффективное восстановление. Современная мировая психическая культура находится под доминирующим влиянием указанных психических культур, но, к сожалению, являет собой не интеграл, а конгломерат последних, эклектическую смесь, – разумеется, включая влияние других культур. Однако ее совокупный потенциал, превосходящий возможности каждой отдельной психической культуры, может быть актуализирован в случае открытия принципа структурирования исторического психокультурного материала. Именно этот принцип опредмечен в структуре конструктивной психологии. 2 Психиатрия – лечение психики. Лечение психики представляет собой процесс ее преобразования различными способами от патологии к норме. Научно-конкретное изучение сознания, личности и организма в его жизнедеятельности, психосоматических функций в норме и патологии является для психиатрии с самого начала ее существования не познавательной самоцелью, а средством более эффективного преобразования психики человека, неотделимой от его жизненного пути, социальных и природных условий бытия. Эффективность такого преобразования зависит не только от специальных знаний психиатра, но и его интуиции, профессионального и жизненного опыта, общей культуры. Поэтому психиатрия – это не только наука, но и искусство. В связи с этим мы можем рассматривать психиатрию как науку и искусство преобразования психики от патологии к норме. Другими словами, психиатрия – это разновидность преобразовательной психологии, основным вопросом которой является вопрос о психической норме и патологии. Для психиатрии, рефлексирующей самое себя, – а только такая психиатрия является зрелой, достаточно развитой, – решение этого вопроса имеет принципиальное значение. Для полноты рассмотрения истории вопроса необходимо иметь в виду, что психиатрия и понятие психической нормы и патологии не всегда существовали под своим именем. До возникновения психиатрии как таковой психиатрическую функцию выполняли шаманы, жрецы, священнослужители, подвижники, а инициаторами психиатрических предписаний и понимания психической нормы и патологии выступали мудрецы и основатели религий. Анализ истории вопроса и современной ситуации дает основание для вывода об относительности понятия психической нормы и патологии. Это означает, во-первых, что понятие психической нормы и патологии различно в разные исторические периоды, в разных географических регионах, в разных социально-психологических группах, во-вторых, что в современной ситуации не существует общепринятой концепции психической нормы и патологии. Современная концептуальная психиатрия представляет собой эклектический набор концепций психической нормы и патологии, разработанных на различных основаниях и понятийных языках. | ||
|