Библиотека >> Материалы по конструктивной психологии
Скачать 60.96 Кбайт Материалы по конструктивной психологии
В качестве доказательства своего тезиса панэтическая психиатрия приводит наличную ситуацию человеческого бытия. Отчуждение, конфликтность, эксплуатация, преступность, войны, угроза глобального уничтожения и тому подобные явления, составляющие характерную и существенную черту наличной ситуации, представляют собой феномен психопатологии. В этой ситуации даже сам психиатр, включенный во всеобщую сеть патологической коммуникации, не может остаться незатронутым психопатологией. Единственным выходом, по мнению панэтистов, является этический стоицизм.
Антитезисом звучит основная идея антипсихиатрической группы концепций, состоящая в отрицании правомерности постановки вопроса о психической норме и патологии. По мнению антипсихиатристов, все люди психически нормальны, патологии вообще не существует. Негативные отношения между людьми нормальны – такова природа людей. Любые формы сознания и поведения, даже те, которые интерпретируются как патологические, нормальны, – это проявления свободы воли. Психиатрия, следовательно, – лженаука, средство подавления нестандартных личностей. Своеобразным синтезом этих двух крайних точек зрения на психическую норму и патологию выступает клиническая группа концепций, дифференцирующая психическую норму и патологию на основе эмпирически сложившихся нозологий психических заболеваний и различных методик функционального диагноза. При этом неспецифическим, сквозным признаком психопатологии считается отклонение от общепринятых стереотипов жизненного, социального и ситуативного поведения. Неспецифическим признаком психической нормы, наоборот, считается общепринятый, приспособительный тип поведения. Клиническая группа концепций психической нормы и патологии является доминирующей в современной концептуальной психиатрии. Чтобы лучше понять концептуальную психиатрию, необходимо рассмотреть ее в более широком историческом и логическом масштабе, на фоне преобразовательной психологии в целом. В преобразовательной психологии существуют два конструктивных направления: эзотерическая и житейская психологии. Житейская психология – это психология человека как индивидуального существа, взаимодействующего с миром. Другими словами, это психология взаимодействия человека с миром и прежде всего человека с человеком. Целью этой психологии является ОПТИМАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ человека в структурах и процессах природно-социального мира. Для реализации такого функционирования необходимо достижение определенного, социально-нормативного уровня психического развития человека. Эта задача выполняется всей предметной, организационной и идеологической структурой житейской психологии, обеспечивающей процесс социализации человека. В житейской психологии развитие человека носит выраженный социализированный характер и является средством достижения оптимального функционирования. Житейскую психологию можно назвать тривиальной, общеизвестной преобразовательной психологией. Высшим уровнем житейской психологии является этическая психология, предписывающая принципы оптимальных антропологических отношений. Реализация этической психологии означает освоение общечеловеческих ценностей на поведенческом уровне. Поскольку реализация этического поведения есть превосхождение существующего социально-нормативного уровня развития психики и означает своего рода избыток психической организации человека, то перед этическими людьми встает задача перманентного решения противоречий между общечеловеческими и локальными историческими, региональными, национальными и другими ценностями. Этическая психология является переходной ступенью (так называемая мезотерическая психология) от житейской к эзотерической психологии. Эзотерическая психология – это психология человека, реализующего переживание целостности себя и мира, "я" и "не-я". Другими словами, это психология становления человека как интегрального существа. Содержание эзотерической психологии составляют принципы и методы ИНТЕГРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ человека. Поскольку общество развивается не иначе как посредством развития индивидов, такой процесс может быть назван гуманизацией социума. В отличие от житейской психологии, которая навязывается человеку всей доминирующей обстановкой существования, эзотерическая психология ненавязчива по своей сути, – интегральное развитие может быть только добровольным, поскольку к его реализации никто не принуждает. Эзотерическая психология открывает уровень психического развития, намного превосходящий существующий социально-нормативный уровень. По отношению к житейской психологии эзотерическую можно назвать нетривиальной, необщеизвестной преобразовательной психологией. Для реализации цели этой психологии функционирование человека должно быть подчинено интегральному развитию и обслуживать последнее. Для этого необходимо совершить личный переход от отчужденной деятельности к самодеятельности, не нарушая общечеловеческих этических принципов. Эффективность решения этой проблемы является показателем правильности пути развития конкретного человека. | ||
|