Библиотека >> Материалы по конструктивной психологии
Скачать 60.96 Кбайт Материалы по конструктивной психологии
В преобразовательной психологии существует два основных направления: житейская и эзотерическая психология.
Житейская психология – это психология человека как индивидуального существа, взаимодействующего с миром. Другими словами это психология взаимодействия человека с миром и прежде всего человека с человеком. Целью этой психологии является обеспечение оптимального функционирования человека в структурах и процессах природно-социального мира. Для реализации такого функционирования необходимо достижение определенного, социально-нормативного уровня психического развития. Эта задача выполняется всей материальной, организационной и идеологической структурой житейской психологии, обеспечивающей процесс социализации человека. В житейской психологии развитие человека носит выраженный специализированный характер и является средством достижения оптимального функционирования. Житейскую психологию можно назвать общеизвестной, тривиальной преобразовательной психологией. Высшим уровнем житейской психологии является этическая психология, предписывающая принципы оптимальных антропологических отношений. Реализация этической психологии означает освоение общечеловеческих ценностей на поведенческом уровне. Поскольку реализация этического поведения есть превосхождение существующего социально-нормативного уровня развития психики и означает своего рода избыток психической организации человека, то перед "этическими людьми" встает задача перманентного решения противоречий между общечеловеческими и локальными историческими, региональными, национальными и другими ценностями. Этическая психология является переходной ступенью (так называемая мезотерическая психология) от житейской к эзотерической психологии. Эзотерическая психология – это психология человека, реализующего переживания целостности себя и мира, "я" и "не-я". Другими словами, это психология становления человека как интегрального существа. Содержание эзотерической психологии составляют принципы и методы интегрального развития человека. Если принять, что общество развивается не иначе как посредством развития индивидов, такой процесс может быть назван гуманизацией, очеловечиванием социума. В отличие от житейской психологии, которая навязывается человеку всей доминирующей обстановкой существования, эзотерическая психология ненавязчива по своей сути, – интегральное развитие может быть только добровольным, поскольку к его реализации никто не принуждает. Эзотерическая психология открывает уровень психического развития, намного превосходящий существующий социально-нормативный уровень. По отношению к житейской психологии эзотерическую можно назвать нетривиальной, необщеизвестной преобразовательной психологией. В этой психологии функционирование человека должно быть подчинено интегральному развитию и обслуживает последнее. Для этого необходимо совершить личный переход от отчужденной деятельности к самодеятельности, не нарушая общечеловеческих этических принципов. Эффективность решения этой проблемы является показателем правильности пути развития человека. В соответствии с двумя упомянутыми направлениями преобразовательной психологии существуют две концепции психологической нормы и патологии: эзотерическая и житейская. В эзотерической психологии психически нормальным считается человек, достигший переживания целостности, обладающий интегрированным самосознанием, проявляющемся в творческом жизненном пути. В соответствии с этим пониманием подавляющая часть человечества находится в ненормальном состоянии отчуждения от целого и механического существования. В житейской психологии психически нормальным считается преобладающий среднестатистический человек со свойственным ему индивидуальным самосознанием, живущий в соответствии с общепринятыми стереотипами. В связи с этим пониманием человек, отклоняющийся от общих стереотипов, считается психически ненормальным. Современная концептуальная психиатрия в своей основе является специализированной разновидностью житейской психологии. Поэтому доминирующие в психиатрии клинические концепции с их установкой на социальную адаптацию отклоняющихся людей вытекают из житейского понимания психической нормы и патологии. Панэтические концепции психической нормы и патологии являются житейскими редукциями эзотерического понимания этого вопроса. Наконец, антипсихиатрические концепции являются чрезмерными и поэтому деструктивными реакциями методологов психиатрии на ее житейскую ограниченность. Действительно, реальная психиатрия ограничена житейской концепцией психической нормы и патологии. Вследствие этого психическая норма связывается прежде всего с приспособительным, а не творческим поведением человека. Это приводит к тому, что критерии различия между творчеством и патологией оказываются недостаточно четкими. В связи с этим практическая психиатрия нередко бывает малоэффективной, а в ряде случаев – и деструктивной, как на это указывают антипсихиатристы. Имеющиеся в психиатрии попытки выйти за пределы житейской концепции психической нормы и патологии принимают редуцированные и мифотворческие формы. | ||
|