Библиотека >> Материалы по конструктивной психологии

Скачать 60.96 Кбайт
Материалы по конструктивной психологии

В настоящее время этот вопрос решается стихийно, на уровне обыденного сознания, деформированного идеологиями. Индивидуальное видение мира и стереотипы деятельности в нем программируются конкретным социальным окружением человека в процессе социализации. Это видение мира является в определенной мере локальным и иллюзорным, а стереотипы деятельности – ограниченными в применении. В связи с этим они не только не срабатывают в ряде ситуаций жизни, но нередко вовлекают человека в деятельностные и интерактивные процессы, в которых происходит его деградация: утрата здоровья, нравственное падение, преступные действия.

Закономерно возникающее перепрограммирование себя человеком в проблемной ситуации жизнедеятельности приводит его к двум возможным результатам:

Либо к девальвации предыдущего видения, дезинтеграции имеющихся стереотипов деятельности и попаданию в "волшебное поле" воображения ("рай" или "ад"), что равнозначно психозу (кстати, преступление, как неконвенциональная деструктивная реакция на действительное положение вещей, также относится к уровня психопатологических проявлений). В этом случае человек становится объектом психологии восстановления или психиатрии, которая составляет нижний уровень конструктивной психологии.

Либо к расширению и углублению видения мира и выработке новых норм деятельности, позволяющих решить проблемную ситуацию удовлетворительным образом для него и для социума, в соответствии с индивидуальными потребностями и общественными требованиями. Достижению такого результата должна способствовать психология оптимального функционирования, которая составляет средний уровень конструктивной психологии.
3

Преодолев этапы "принудительного интегрального развития" в школе и иногда в ВУЗе, обычный человек продолжает развиваться СТИХИЙНО – в процессе разрешения проблемных ситуаций, с которыми он сталкивается в жизни. Человека невозможно ни заставить, ни убедить следовать путем СОЗНАТЕЛЬНОГО интегрального развития. Для среднестатистического индивида возможность интегрального развития не актуальна. Вопросы психологии интегрального развития актуализируются для человека лишь в том случае, если проблемной ситуацией оказывается сам факт его существования ("быть или не быть, а если быть, то зачем"), то есть ставится под сомнение типовая программа жизненного цикла. Назовем проблемную ситуацию такого типа ПОГРАНИЧНОЙ СИТУАЦИЕЙ. Будучи частным экстремальным случаем проблемной ситуации, пограничная ситуация предполагает также два возможных способа решения: психопатологический и творческий.

В первом случае человек становится психотиком со всеми вытекающими отсюда последствиями; во втором случае человек выходит на путь сознательного интегрального развития, связанного с изучением и творческим применением опыта, накопленного различными школами эзотерической психологии.

Обычный человек осознает себя как индивидуальное существо ("я"),пребывающее в мире ("не-я") и взаимодействующее с ним ("я" " "не-я"). Для него это несомненный, тривиальный онтологический и гносеологический факт, который он и переживает как таковой. Соответственно, его психология – как познавательная, так и преобразовательная – это психология индивидуального существа. Именно такова обычная, житейская психология. Современная психологическая наука – это в основном разновидность житейской психологии, специализирующейся на познании сущности психического.

Вместе с тем имеет место и менее тривиальный онтологический факт, который заключается в том, что человек и мир, психическое и физическое, сознательное и бессознательное, "я" и "не-я" представляют собой ЦЕЛОСТНОСТЬ. Физически человек слит с миром. Психическое также есть свойство целостности. Целостность человека и мира есть частный случай целостности сущего.

Однако психологически человек находится в состоянии отчуждения от целого. Это связано с тем, что в единомножестве сущего аспект множественности очевиден, "экзотеричен", а аспект единства – неочевиден, "эзотеричен". Расщепленность психики на "я" и "не-я" ("шизопсихия") может быть преодолена, и человек может пережить целостность. Онтологический факт целостности сущего, подтверждаемый на физическом уровне квантовой физикой, может стать психологическим.

Факт целостности сущего, человека и мира был открыт древними мудрецами и популяризирован основателями религий. Они пережили целостность и зафиксировали ее в виде знания. С тех пор этот психологический факт стал гносеологическим. Эта целостность в религиях получила различные названия: в христианстве "бог", – в индуизме "брахмо, в буддизме "шунья", в даоизме "дао" и т.д. Она была мифологизирована, во многих случаях персонифицирована и превратилась в предмет веры. В религиях также лейтмотивом звучит мысль об отпадении человека от целого, а эзотерическая цель религий заключается в воссоединении его с целым.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38