Библиотека >> Материалы по конструктивной психологии
Скачать 60.96 Кбайт Материалы по конструктивной психологии
Обозначим проблемную ситуацию такого типа пограничной ситуацией. Будучи частным экстремальным случаем проблемной ситуации, пограничная ситуация предполагает также два возможных способа решения: психопатологический и творческий. В первом случае человек становится психотиком со всеми вытекающими отсюда последствиями; во втором случае человек выходит на путь сознательного интегрального развития, связанного с изучением и творческим применением опыта, накопленного различными школами эзотерической психологии.
Обычный человек осознает себя как индивидуальное существо ("я"), пребывающее в мире ("не-я") и взаимодействующее с ним ("я" « "не-я"). Для него это несомненный, тривиальный факт, который он и переживает как таковой. Соответственно его психология – как познавательная, так и преобразовательная – это психология индивидуального существа. Именно такова обычная, житейская психология. Современная психологическая наука это в своей основе разновидность житейской психологии, специализирующейся на познании сущности психического. Вместе с тем имеет место и менее тривиальный онтологический факт, заключающийся в том, что человек и мир, психическое и физическое, сознательное и бессознательное, "я" и "не я" представляют собой целостность. Физически человек слит в миром. Психическое также есть свойство целостности. Целостность человека с миром есть частный случай целостности сущего. Однако психологически человек находится в состоянии отчуждения от целого. Это связанно с тем, что в единомножестве сущего аспект множественности очевиден, экзотеричен, а аспект единства – неочевиден, эзотеричен. Расщепленность психики на "я" и "не-я" ("шизопсихия") может быть преодолена, и человек может пережить целостность. Онтологический факт целостности сущего, подтверждаемый на физическом уровне квантовой физикой, может стать психологическим. Факт целостности сущего, человека и мира открыт древними мудрецами и популяризирован основателями религий. Они пережили целостность и зафиксировали ее в виде знания. С тех пор этот психологический факт стал гносеологическим. Эта целостность в религиях получила различные названия: в православии "бог", в индуизме "брахмо", в буддизме "шунья", в даосизме "дао" и т. д. Она была мифологизирована, во многих случаях персонифицирована и превратилась в предмет веры. В религиях также лейтмотивом звучит мысль об отпадении человека от целого, а эзотерическая цель религий заключается в воссоединении его с целым. Знание о целостности сущего, человека и мира было и остается непонятным большинству людей, не имевших осознанного переживания целостности; оно остается непонятным в том числе и верующим. По этой причине оно было названо тайным ("оккультным"), внутренним ("эзотерическим"), доступным узкому кругу так называемых посвященных. В настоящее время научная психология подошла вплотную к открытию и теоретическому изображению психического аспекта целостности и не исключено, что в будущем людям представиться возможность понимать целостность чисто умозрительно, без ее переживания. В этом случае эзотерическое знание станет экзотерическим, общедоступным. Но как бы не развивалось знание о целостности, оно ни в коей мере не может заменить непосредственного переживания целостности. Поэтому наряду с познавательной психологией существовала и существует разновидность преобразовательной психологии, функцией которой является не теоретизирование, а указание путей к достижению целостности. Это функция эзотерической психологии. В ней есть и теоретические выкладки, однако они имеют прикладное, даже условное значение, связанное с относительной истинностью позитивного познания и мировоззренческих представлений. Переживание целостности сущего идет вслед за переживанием целостности человека и мира; целостность человека и мира не тождественна ни сумме человека и мира, ни взаимодействию человека и мира, – она есть нечто большее, а точнее иное. Взаимодействие человека и мира, представляет собой актуальный, проявленный аспект их целостности; существует также и виртуальный, непроявленный аспект, представляющий собой поле возможностей, эволюционный смысл переживания целостности заключается в коренном изменении психической организации человека, в его психологическом приобщении к целостностной, духовной стороне сущего, вследствие чего человек становится проводником одухотворяющего влияния в мир, силой целостности, преобразующей деструктивные отношения в конструктивные, прагматический смысл переживания целостности состоит в том, что этим самым возрастает способность человека трансформировать возможное в действительное. Переживание целостности, фиксируемое в эзотерической традиции формулой "ты – то", достигается вследствие освобождения психики от переживания частностей, фиксируемых формулой "не то". Поэтому движение к переживанию целостности можно представить в виде развития способности произвольно освобождать психику от так называемых внутренних и внешних процессов или, условно говоря, от себя и от мира, от "я" и "не-я". | ||
|