Библиотека >> Психотехника экзистенциального выбора

Скачать 280.18 Кбайт
Психотехника экзистенциального выбора



Человек может занимать разное положение относительно деятельности, которая им выполняется. Трех рабочих спросили, что они делают. "Не видишь, что ли – камни таскаю", – ответил один. "Деньги для семьи зарабатываю", сказал другой. А третий остановился, вытер руки и, внимательно посмотрев на собеседника, произнес: "Я строю Домский собор". Очевидно, что эти три человека осуществляют, – психологически говоря, – разную жизнедеятельность.

"Зарабатывание денег" (ради которого происходит "таскание камней") без реальной (elephantshit не в счет) связи с объемлющей ситуацией, – режим, в котором живет значительное большинство "трудящихся", – принято называть отчуждением. Критике отчуждения как состояния или положения современного человека посвящена огромная литература, от "Капитала" Маркса [2] до хайдеггеровского "Истока художественного творения" [3]. Существует и достаточное число проектов выхода из состояния отчуждения – для отдельной личности (чем и занимается экзистенциальная психотехника, так что мы еще вернемся к этой теме), частного социума [4] и человечества в целом [5].

Но интроекция – не отчуждение. Человек, в его теперешнем (недочеловеческом) состоянии, психологически приспособился к жизни в социокультурных джунглях, как когда-то приспосабливался к жизни в джунглях природных. По-видимому, чтобы понять, что такое невротический механизм интроекции, то есть какую реальность схватил Перлз в этом понятии, нам нужно перестать отождествлять человека с не доросшей до кёлеровской обезьяны антилопой-гну и попробовать разобраться, чем различаются "нормальное" участие в опосредованной деятельности от того же участия, но отягощенного интроекцией.

По-видимому, речь должна идти об особенностях гомогенизации, которая, допуская предметную разнородность, требует при этом четкого переноса интереса.

Обратим внимание, что обезьяне сравнительно легко дается ее "предметное мышление", когда ящик, на который можно встать, или палка, которой можно достать банан, находятся в поле ее зрения. Это обстоятельство дает обезьяне возможность соединить в одном представлении такие предметно-разнородные действия, как вставание на ящик, орудование палкой и поедание банана, и при этом ящик и палка катектируются у нее предчувствуемым вкусом банана.

Расширив это представление, можно сказать, что и для человека ситуация сохраняет (или восстанавливает) свою целостность, когда его сознание может удерживать все необходимые "опосредующие" предметности, вплоть до той, где имеет место фигура, наделенная реальным катексисом.

Мы уже сталкивались с этой темой дважды: один раз это был вопрос о реальности желания в психотехническом Практикуме, второй – необходимость удерживать реальные субличности с их реальными интересами за "круглым столом". Теперь необходимо развернуть последнюю тему до ситуации экзистенциального выбора.

>


--------------------------------------------------------------------------------


3-1-3. ПРОСТАЯ ЛЕКЦИЯ ОБ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ ВЫБОРЕ [1]
1
Выбирая, я не полагаю начала выбираемому – оно должно быть уже положено раньше, иначе мне нечего будет и выбирать; и все-таки если бы я не положил начала тому, что выбрал, я не выбрал бы его в истинном смысле слова. Предмет выбора существует прежде, чем я приступаю к выбору, иначе мне не на чем было бы остановить свой выбор, и в то же время этого предмета не существует, но он начинает существовать с момента выборам.
(Киркегор. Наслаждение и долг)

В какой ситуации человеку приходится осуществлять выбор и принимать решения?

В парадигме "организм-в-среде" целостность психики понимается прежде всего именно как отсутствие необходимости в выборе. Предполагается, что "органичная" психика антилопы-гну наделена способностью автоматически выделять самую важную в каждый данный момент потребность и ставить ее во главу угла (first things first). Организм-в-среде не имеет возможности выбора и не нуждается в нем.

Однако в "Гештальт-подходе" Перлз предлагает и другую парадигму. Он рисует картину человека в человеческом обществе или в группе, представляя ее в виде трехуровневой системы:

"Человек, способный жить в заинтересованном контакте со своим обществом, не будучи поглощен им, но и не отчуждаясь от него – это хорошо интегрированный человек. Он опирается на себя самого, поскольку понимает отношения между собой и обществом, как часть тела инстинктивно понимает свои отношения к телу-как-целому. Это человек, который чувствует контактную границу между собой и обществом, который воздает кесарю кесарево и оставляет себе то, что принадлежит ему [2]. Цель психотерапии – создать такого человека.

Идеал демократии – создать общество, обладающее подобными характеристиками, в котором, при определенности его потребностей, каждый участвует на благо всех. Такое общество находится в заинтересованном контакте со своими членами.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149