Библиотека >> Психотехника экзистенциального выбора

Скачать 280.18 Кбайт
Психотехника экзистенциального выбора

..

Хотя, как говаривал один читатель Берна, "в каждой шутке есть доля шутки".

Представления об "археопсихике" Берн фундирует милыми сердцу простого американца ссылками на "науку" – на опыты Пенфилда по вживлению электродов в головной мозг, которые в свое время произвели на научную общественность большое впечатление. Оказалось, что при определенной стимуляции можно вызвать у пациента не просто воспоминания, но довольно полное перенесение в ситуацию и состояние, которое он переживал когда-то (в частности, в детстве): пациент слышит (в квази-реальном времени) то, что тогда говорилось, или музыку, которая тогда звучала, переживает те же эмоции и т.п. Одновременно он сознает, что лежит на операционной кушетке (или сидит в кресле), и может разговаривать с врачом, рассказывая ему о своих "переживаниях прошлого".

Подобные феномены, впрочем, были известны и до нейрохирургических опытов Пенфилда и других; эти феномены могут вызываться и другими способами – гипнозом, психоделическими препаратами и пр. В последнее время под наименованием "измененные состояния сознания" (ИСС) они привлекают к себе пристальное внимание психологов. Сформировалось целое направление психологической науки – трансперсональная психология, занимающееся подобными состояниями [2].

От хорошо известной уже Фрейду регрессии эти состояния отличаются лишь раздвоенностью сознания: человек находится и "там", и "здесь". Без этой раздвоенности регрессия, вызванная, например, приемом психоделических препаратов или так называемым "холотропным дыханием" (по С.Грофу) может быть очень полной; Гроф утверждает, что наблюдал при регрессии в ИСС у взрослых пациентов рефлекс Бабинского, который проявляется только у младенцев до определенного возраста и в норме у взрослых совершенно исчезает.

Однако для каждого, кто знаком с. представлениями Берна, очевидно, что регрессивные состояния – полный ли переход в регрессию или раздвоенность с сохранением одновременного присутствия в реальной ситуации, – это не то, что имеется в виду под эго-состоянием Ребенка. Берновское эго-состояние Ребенка (и по определению, и по практике работы) – не регрессия, не ИСС, а совершенно обычный, "нормальный" способ функционирования психики.

В книге "Трансакционный анализ и психотерапия" Берн приводит ряд ярких примеров функционирования археопсихики у психических больных. Нам сейчас неважно, реальные ли это примеры или берновские конструкции; важно, что примеры действительно воспринимаются как яркая психопатология. Между тем пребывание в эго-состоянии Ребенка (как и прочих) считается в трансакционном подходе совершенно "нормальным", и каждый из нас может без особого труда научиться обнаруживать в себе подобные состояния (точнее сказать, обнаруживать себя в подобных состояниях).

Таким образом, представление об "археопсихике" как основе для понятия эго-состояния (хотя бы частного понятия эго-состояния Ребенка) оказывается сомнительным. Впрочем, ближайшие возможности анализа берновских понятий отодвигают эту проблематику в сторону.

3
Если "неопсихика", дающая человеку возможность адекватно действовать в реальной ситуации, противопоставляется Берном "археопсихике" как "местопребыванию" прошлых, пережитых ранее состояний, то "экстеропсихика" явно лежит в другой плоскости.

"Экстеропсихика" – это "след" воздействия других людей (прежде всего родителей), которое человек до такой степени "принимает внутрь себя", что оно из внешнего превращается во внутреннее. Какая-то его "часть" приказывает "ему", просит "его", угрожает "ему", требует чего-то от "него" и т.п. Берн часто ссылается здесь на слышимые "в уме" голоса (родителей или других старших), сначала приводя в пример шизофреников, а потом и обычных, "нормальных" людей.

Ясно, что "экстеропсихика" призвана фундировать представление об эго-состоянии Родителя. Но вместе с тем Берн указывает и на другой механизм, определяющий функционирование эго-состояния Родителя – подражание реальным родителям или воспитателям.

Таким образом, термин "Родитель" приобретает два совершенно различных смысла – действование под влиянием родительских указаний (или слышание этих указаний в уме) и собственное "родительское" поведение. Что общего у двух столь разных психических феноменов, что дает возможность объединить их в одном термине?

В ряде психологических направлений это явление получило название "интериоризации" – "вбирания" психикой индивида "внутрь себя" ситуации, которая первоначально развертывается во внешнем плане, – например, той же коммуникации с родителями или воспитателями. Интериоризация позволяет индивиду как продолжать принимать Родительские наставления, когда реальных родителей нет поблизости, так и самому быть Родителем.

Мне кажется, что именно в идее экстеропсихики, понимаемой в рамках понятия интериоризации, Берн ближе всего подходит к теоретическому описанию того, что является наиболее "фирменным" в трансакционном анализе, и на что, собственно, указывает само его название: формулированию коммуникативного подхода к психике.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149