Библиотека >> Психотехника экзистенциального выбора

Скачать 280.18 Кбайт
Психотехника экзистенциального выбора



К примеру, задаешь клиентке вопрос: "Зачем ты ходишь на работу?" – Она, конечно, сходу говорит что-нибудь вроде: "Деньги зарабатывать надо".

- Смотрим: если бы она работала в ларьке, или разносила газеты, она бы за три дня заработала эти 80 "тыср" [11], которые она получает на своей службе за месяц. Но она зато научный сотрудник, она не может в ларьке работать. И в конце концов оказывается, что она не знает, зачем она ежедневно лет уже 20 ходит на работу. И можно обнаружить очень много таких вещей относительно того, как устроена наша жизнь.

Действительно ли ты хочешь жить с этим человеком? Никогда в голову не приходило подумать; как же, мы уже 20 лет женаты, дети, то-се... А когда начинаешь думать, то есть диссимилировать, а потом ассимилировать, когда смотришь, что же там "на самом деле" есть, – может распасться очень многое...

Это относится не только к быту. В конце года я посвящу специальную лекцию невротическим механизмам в так называемой "религиозной жизни".

9
Теперь я хочу, – намеренно не в начале лекции, а именно здесь, когда мы уже составили себе какое-то представление хотя бы об одном из невротических механизмов, – вернуться к важной общей теме. Невротические механизмы – это не столько про то, как устроена психика, сколько про свободу. то есть все это имеет смысл только как указание на возможность освободиться, очиститься, снять с себя

несколько веревочек, которыми привязана за колышки наша лодка [12]. Посмотреть и увидеть, что меня держит, где тянет, от чего я могу освободиться.

Человек всю жизнь думал, что надо ходить на работу, это вообще было для него необсуждаемой [13] вещью, а потом он остановился и подумал: "А почему, собственно, надо ходить на работу?" – Задумался. Возможно, его вопрос перерастет в другой: "Надо ли ходить на работу?" – Он уже гораздо более свободен. Он будет ходить или не ходить на работу, как сам решит.

Или, скажем, женщина тридцати лет мается, потому что считает, что не позже 25 надо было выйти замуж. А теперь уже поздно, жизнь не удалась. Интроект у нее такой. Если она остановится и подумает, почему собственно до 25 лет надо было выйти замуж? Непонятно, а может быть, не надо было, – и вот она уже свободнее...

Все это имеет смысл, если вы покопаетесь в своих интроектах, от чего-нибудь освободитесь, почувствуете, что чуть-чуть, на микрон, капельку, но стало свободнее, степеней свободы стало больше.

>


--------------------------------------------------------------------------------


3-1-2. ИНТРОЕКЦИЯ И ОТЧУЖДЕНИЕ
(непростой комментарий)
Разделение труда, определяющее жизнь современного человечества, бесповоротно разрушает единство трехтактной схемы жизнедеятельности организма: занятый на производстве человек делает вовсе не то, что его организм может полагать имеющим отношение к его "текущей потребности", да даже и интересу. Ему хочется пива, а приходится заворачивать гайки на каком-то конвейере, участвуя в сборке то ли часов, то ли самосвалов, то ли боевых ракет средней дальности.

Было бы нелепо полагать, что сборка этих самых ракет имеет какое бы то ни было отношение к воинственности. Просто "людям надо жить", а для этого, вроде бы, нужно получать зарплату [1], а поселок городского типа Васюки (8 тысяч 647 с половиной жителей) кормится в основном от завода по сборке ракет, и где же еще работать толковому, но не хватающему звезд с неба и не получившему высшего образования Ване Иванову? А его "половина" работает медсестрой (можно вспомнить, что этимологически этот примелькавшийся термин происходит от "сестры милосердия") в медпункте при том же заводе, и кричит: "Больной, пройдите к врачу в 13 кабинет!" – вовсе не тогда, когда ее охватывает острое желание помочь страдающему человеку.

Впрочем, обезьяне из эксперимента Кёлера, который мы упоминали, тоже хочется не ящики ворочать, а банан съесть. Но она "соображает", что может достать банан с помощью ящика, если подставит его под дерево. Кёлер, и прочие психологи вслед за ним, назвали это "мышлением". Так что когда говорится о мышлении, речь идет вовсе не о выполнении того же действия в воображении, то есть "с меньшей затратой энергии" (прежде чем гонять рояль по сцене, представить себе в уме, где ему лучше стоять), как по наивности мнилось Перлзу, а о выполнении другого действия, связанного с первоначальным "интересом" лишь косвенным образом. Удержание в сознании этой косвенной связи и установление все более сложных связей такого рода и есть мышление (точнее, одна из его функций).

Значительная часть того, чем занят и чем живет современный человек, связано с такого рода опосредованием. Можно сколь угодно сетовать по этому поводу, но, ввиду отсутствия хвоста, "обратно" повиснуть на ветке мы уже не можем. Так что если стремиться "к природе", то не назад, а "вперед к природе", то есть к приведению нашей, человеческой, многократно опосредованной жизнедеятельности в соответствие с "природой человека" (а "природа" эта, по-видимому, не сводится к происхождению от обезьяны, ибо, будучи изготовлен из этого материала, человек, как недавно стало вновь широко известно, создан также "по образу и подобию Божьему").

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149