Библиотека >> Психотехника экзистенциального выбора

Скачать 280.18 Кбайт
Психотехника экзистенциального выбора

В разговоре тет-а-тет больше интимности, больше подробностей, больше доверительности, больше возможности двигаться в своем индивидуальном темпе.

Так что сочетание работы на группе и индивидуальных сессий представляется мне крайне желательным. Хотя, конечно, возможны исключения.

К этому стоит добавить, что группы тоже бывают разными. Одно дело – оказаться на "горячем стуле" в большой группе на "общем сборе", другое -на малых специализированных группах. Здесь обстановка более интимная, а при этом и работа более интенсивная. В таких малых группах люди быстро друг друга узнают, больше в друг друге заинтересованы, больше соучастия. Поэтому полезно и то, и другое.

Как правило, у нас всегда имеется 2-3 "малых" группы, организованные вокруг каких-то специфических терапевтических, технических или исследовательских задач. Таким образом мы исследовали проблемы "пары" в отличие от традиционно понимаемой семьи, некоторые специфические фундаментальные эмоции (стыд и страх, например), психотехническую полярность "образ себя – образ жизни" и др. Несколько раз достаточно подготовленные участники мастерской собирались на группу по анализу берновских сценариев.

Второй кит – психотехническая инфраструктура. Прежде всего, у нас есть регулярно функционирующая психотехническая (в узком смысле слова, в отличие от психотерапевтических) группа, где, в соответствии с наличными (или создаваемыми по мере необходимости) техниками и методами мы берем еженедельные задания и еженедельно отчитываемся в ходе их выполнения. Однако, говоря об инфраструктуре, я имею в виду, что у нас есть не только эта группа, но, – что не менее важно, – соответствующие представления в сознании многих из нас, что следует не только ходить "на Папуша" или работать в "горячем стуле", а еще и делать что-то самим в течение недели.

Особенно важно, что у нас соединяются психотерапия и психотехника в узком смысле слова. На психотехнической группе мы часто занимаемся терапией, если это необходимо по ходу дела, так же как на терапевтических группах люди часто ставят себе или получают задания для проработки (а потом, может быть, на психотехнической группе в них рассказывают о ходе их исполнения). Сочетание этих двух ветвей работы совершенно необходимо, потому что психотехника (в узком смысле слова) без психотерапии может выродиться в "тренинг", а психотерапия без психотехники рискует стать "практикой трансфертных отношений".

Третий "кит" – идеологическая и теоретическая подготовка. Читателю этой книги (тем более реальным участникам мастерской) должно быть уже понятно, какое большое значение мы придаем идеологии. В этом мы отличаемся от многих других психотехнических школ, в которых идеология подразумевается (без нее просто ничего не может произойти), но не обсуждается явно.

Что касается теории, я в последнее время все меньше читаю в Мастерской лекций и думаю, что это правильно: вообще слушать лекцию дольше часа – исключительная ситуация. Зато я часто ввожу теоретические дополнения и пояснения по ходу работы с клиентом, – там они кажутся мне более уместными и более воспринимаемыми.

Но это не исключает того, что многие вещи нужно знать в систематическом изложении. Для этого у нас есть список литературы, с указанием той или иной степени обязательности; есть постоянно редактируемая и пополняемая подборка моих лекций и "теоретических отступлений" (из которых и собралась эта книга).

Несколько раз мы организовывали семинары по обсуждению того, что мы читаем. Однако они не становились регулярными. По-видимому, на это не хватает сил и времени; люди предпочитают теорией заниматься самостоятельно, а время совместного пребывания посвящать практике и "тусовке".

"Тусовку" ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов. Это хотя и своеобразная, но тоже важная форма Работы. Большинство участников мастерской этой тусовкой так или иначе охвачены, и каждый состригает с нее свое. Очень важно, чтобы мы не зависали в непрерывной (и уж-жасно серьезной, а также трудной и, желательно, неприятной – разве не учили нас советские родители, что работа должна быть трудной и неприятной?) "р-работе", чтобы помнили, что психотехника – это образ жизни, требующий подчас больших усилий, но, в общем-то, радостный и "легкий" (в том смысле, в каком, – да простится мне "высокий стиль", – сказано: "Бремя Мое легко").

В частности, "тусовка" дает возможность не зависнуть ни в одном из типов отношений и понимать, что все они частные и частичные, практикуемые в рамках определенного жанра, а сам жанр может меняться: только что человек был клиентом, потом начали пить чай, – и отношения меняются, все совершенно иное.

Еще важнее, что в тусовке происходит реализация и проверка отношений, которые формируются на занятиях групп. Как часто я сталкивался в московской психотерапевтической среде с феноменом, когда на иной "гуманистической" группе, особенно к концу, все всех так "любят", что мило-дорого глядеть, а через месяц эти же люди друг друга не узнают на улице.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149