Библиотека >> Психотехника экзистенциального выбора

Скачать 280.18 Кбайт
Психотехника экзистенциального выбора

В нем в результате проработки нужно получить четкое и детальное описание "неудовлетворительного" (но, тем не менее, регулярно повторяющегося) поведенческого паттерна, и, – что важно и нетривиально, – ясное понимание того, что именно в этом паттерне клиента не устраивает.

При работе с этим блоком сразу же становится чрезвычайно важным различие познавания и осознания. Термином "познавание" я перевожу английское "awareness" со всем спектром его значений: актуальное сознавание, осведомленность обо всем, что имеет отношение к данной ситуации, замечание этого всего в реальном процессе жизнедеятельности индивида и т.п. "Осознание", в отличие от сознавания, – это когнитивное, "познавательное" представление о том, что "имеет место быть", которое, как всякое когнитивное представление, выполнено в каких-то моделирующих (языковых и/или образных) средствах и в меру относительного несовершенства этих средств в той или иной степени неконгруентно [2] сознаванию.

В осознании обязательно что-то упрощается, огрубляется, рационализируется, что-то притягивается за уши, а что-то обрастает лапшой на ушах. Осознание – это всегда "версия", и, как правило, у человека по каждому данному поводу имеется более чем одна версия, более чем одно осознание. Чаще всего клиент имеет версию для себя, версию для терапевта, версию для жены, для начальника и т.д. (версия всегда кому-то адресована, – но это уже другая тема). Терапевту необходимо составлять свои "версии", по возможности проходя "сквозь" неконгруентности в версиях клиента. Нужно иметь в виду, что часто в возникновении проблемы участвуют также и "версии" других людей, так или иначе связанных с клиентом.

Вот, например, приходит клиентка и говорит: "Моя проблема состоит в том, что у меня эмоций нет. Я такая бесчувственная. И я хочу, чтобы они у меня были". Я пытаюсь выяснить, что такое эмоции для клиентки, о чем она говорит, что имеет в виду. Спрашиваю ее: "Как будет, когда у тебя будут эмоции, что ты будешь чувствовать?" – "Ну, я не знаю, что я буду чувствовать, у меня же их нет..." – Я тогда интересуюсь: "А откуда ты знаешь, что у тебя нет того, о чем ты ничего не знаешь?" – "Ну как, вот муж мне говорит: "Ты такая бесчувственная, у тебя никаких эмоций нет..."

Чтобы построить собственную "версию", постараться понять, что же там у клиента происходит, терапевту нужно получить от него ряд (не меньше трех) эмпирических описаний. Вот, скажем, клиент приходит и говорит: "Я – трус; я хотел бы быть смелым". – Я его обязательно попрошу: "Расскажите, пожалуйста, когда в последний раз проявилась ваша трусость. А когда она проявилось наиболее ярко? А может быть, Вам удастся вспомнить первый, или один из первых случаев, когда проявилась Ваша трусость?"

Потом я его расспрошу, что он понимает под смелостью, попрошу вспомнить какие-нибудь эмпирические (очень важно, что эмпирические, experiential) примеры – может быть, из своей жизни, когда он сам проявил эту смелость, или кто-то в его присутствии, или примеры из литературы и кино (при этом я, для "экспериентальности", расспрошу его, что он тогда чувствовал, или/и как он себя сейчас по этому поводу чувствует).

Здесь могут быть разные ситуации. Может быть, как в первом приведенном примере, что осознание клиента совершенно не соответствует его реальной эмпирии. Как ни странно, это очень частый случай. Клиент считает, что он такой или сякой, а ничему в его реальном опыте это не соответствует. Ясно, что тут надо выяснять, откуда он это взял, почему это значимо; там и будет развертываться проблемная ситуация. Если клиентка полагает, что она "бесчувственная", потому что муж так говорит, надо выяснять, что за проблемы у нее в отношениях с мужем.

Другой случай, пожалуй, более частый, когда осознание предлагает просто имя, название для класса ситуаций, в которых клиенту неуютно, дискомфортно; при этом действительно выделяется некоторый определенный класс таких ситуаций, для которых осознание служит обобщенным именем. Нередко осознание в таких случаях выполнено в каких-нибудь расхожих психологических терминах. Тут вам клиентка начнет плести что-нибудь из Берна или, если она с факультета психологии, завернет что-нибудь в языке "теории деятельности". Ее "теоретизирование" имеет очень отдаленное отношение к реальной проблеме, но реальный класс ситуаций таким образом очерчивается.

Может быть и иначе, когда ложное осознание заставляет клиента сводить в единый комплекс, в единую как бы проблему, дискомфорты по разным поводам. Тогда вам придется вместе с клиентом развести набор эмпирических ситуаций по разным "темам", которым предстоит стать разными проблемами.

Еще один вариант, когда клиент ведет себя в соответствии с известной формулой: "Дайте воды напился, а то так есть хочется, что переночевать негде". – То есть: " Что у вас болит?" – "Все болит!" – Здесь и начинается борьба за фокусировку. Терапевту нужно договориться с клиентом, чтобы он согласился, что не будет говорить обо всем сразу. Мы сначала выделим что-нибудь одно, поговорим об этом, а потом выделим что-нибудь другое и поговорим о том, но когда мы говорим об "этом", мы не будем говорить о "том", а когда мы говорим о "том", мы не будем говорить об "этом".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149