Библиотека >> Психотехника экзистенциального выбора

Скачать 280.18 Кбайт
Психотехника экзистенциального выбора

Давайте ограничимся утверждением, что некоторый, – хотя довольно значительный, класс отрицательных эмоций устроен именно так: они поддерживают некую псевдо-реальность, заменяющую собой "реальную реальность".

Можно еще добавить, что основная коммуникативная функция отрицательных эмоций – это назначение себе и адресату (напомню: у отрицательной эмоции в рамках этого подхода всегда есть адресат) определенных ролей в этом "компоте". Например, ворчанием ребенку навязывается роль "неслуха" (а себе Родителя-Которого-Не-Слушаются), конючением родителю предлагается роль обидчика (а себе Ребенка-Которого-Недостаточно-Любят), и т.д. Чувство вины и обида – самые яркие примеры отрицательных эмоций в этом смысле слова.

Отсюда мы сможем позже прямо перейти к двум важнейшим функциям отрицательных эмоций – функции "канализации" эмоциональных связей и между людьми и функции формирования "образа себя".

4
Есть еще один раздел теории отрицательных эмоций, который я здесь только назову, а также коротко отмечу источники, по которым можно его проработать. Это – биоэнергетический их аспект.

Прежде всего здесь приходит на ум наиболее известное психоаналитические построения Фрейда. С точки зрения его подхода отрицательные эмоции можно рассматривать как "симптомы", выполняющие двойственную функцию. С одной стороны, они являются "заслонкой" против нереализуемых влечений (типа инцестуальных влечений детей к родителям, то есть влечений Эдипа и Электры, с одной стороны, и влечения отца к дочери и матери к сыну, как они описаны, например, у Берна в игре "Гам"). С другой стороны, они оказываются одновременно и каналами "смещенной" реализации этих влечений, своеобразной "подменой". Отсюда очевидный (для опытного "вкуса") привкус грязноватой сексуальности (чаще всего недоразвитой, "детской") в большинстве отрицательных эмоций.

Про то же самое, только в иных терминах, говорит и Успенский, описывая функционирование "эмоционального центра" на энергиях "сексуального центра"

Кроме того, у Успенского можно встретить мысль, что отрицательные эмоции возникают как неправильное совместное функционирование инстинктивного и эмоционального "центров".

Фрейдовские построения получают интересное развитие в биоэнергетическом подходе А.Лоуена, ученика Вильгельма Райха. Он описывает различные биоэнергетические паттерны (выражающиеся прежде всего в хронических мышечных зажимах или, наоборот, недоразвитости и отказе от использования определенных групп мышц), которые соответствуют определенным "защитным" установкам. Интересующие нас отрицательные эмоции разумеется должны быть в этих "характерных" мышечных паттернах обильно представлены (что, кстати, хорошо соответствует немудреной идее, лежащей в основе знаменитой "гипотезы Джеймса-Ланге", о связи эмоций с их телесным выражением).

Наконец, интересная, существенная и практически применимая "теория" связи различных типов отрицательных эмоций с дисфункцией тех или иных внутренних органов содержится в китайской алхимии, как она излагается, например, в книгах американско-китайского мастера Мантека Цзя (или, в других переводах, Чья). Как бы ни относиться к его теоретическим построениям, положительное воздействие практики "внутренней улыбки" может проверить на себе каждый. Это нетрудно и действительно благотворно, хотя никоим образом не заменяет остальных аспектов работы над отрицательными эмоциями.

5
Теперь, после освоения действительности отрицательных эмоций в опыте и знакомства с разными теоретическими представлениями о них, мы можем попробовать наметить методические и технические возможности работы с ними.

Поскольку здесь это особенно важно, напомню еще раз о различии между техникой и технологией, как они понимаются в нашей мастерской. Технология – нечто принципиально "отчужденное", вне-личностное, это способы использования законов внешней "природы" на потребу людей. Техника – это искусство, она всегда является принципиально-личной. Каждый артист, художник, ученый, да просто каждый человек, умеющий делать какое-либо дело, располагает собственной, сугубо личной "техникой" – искусством этого "делания". Точнее даже было бы сказать, что его личность "включает" в себя эту технику; в оптимальном случае "личность" и есть совокупность такого рода "техник".

Следовательно, говоря о "технике" работы с отрицательными эмоциями, мы говорим не о выполнении каких-то общих правил, а о сугубо личных "наработках", в обретении которых можно лишь указать некоторые общие направления. Это очень важно в работе над отрицательными эмоциями, потому что здесь в очень большой степени работает известная установка: "Я – это другое дело".

Ответ, который каждый из нас может дать самому себе на эту сентенцию (неважно, высказывается она во внутреннем диалоге явно или подразумевается): совершенно справедливо, и вот именно с этим "Я", ни на кого другого не похожим, с "моими" личными отрицательными эмоциями (а вовсе не с отрицательными эмоциями "вообще") мне нужно иметь дело.

В начале этого методического раздела мне хочется повторить то, что раньше уже было сказано в несколько ином контексте.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149