Библиотека >> Элементы физиологии

Скачать 48.72 Кбайт
Элементы физиологии



Человек с микроскопическими глазами обладал бы и микроскопическим воображением. Имея очень точные представления о каждой части, он мог бы иметь весьма недостаточное представление о целом.

Этим объясняется непроходимая грань и различие между типами глаз, воображения и ума. Одни никогда не смогут ясно представить себе образ целого; у других будут всегда лишь весьма ненадежные сведения о малых частях.

Вернемся к примеру с деревом. В тот момент, когда мы переходим от общего созерцания целого к рассмотрению частей, когда воображение сосредоточивается на листе, мы перестаем видеть дерево; и лист в целом мы видим менее отчетливо, чем его черешок, прожилки, зазубрины.

Чем меньше часть, тем, до известного предела, отчетливее восприятие. Я говорю “до известного предела”, ибо если внимание сосредоточивается на слишком малой части, то воображение устает точно так же, как глаз.

Воображение — это внутренний глаз.

Мера воображения соотносительна с мерой зрения.

Существует способ измерения воображения — для этого нужно взять рисунки одного и того же предмета, выполненные двумя разными рисовальщиками.

Они составят себе разное изображение в зависимости от своего внутреннего глаза, или воображения, и от своего внешнего глаза.

Рисунки соотносятся друг с другом, как два этих органа.

Вы умеете рисовать. Вы прочли “Трактат о насекомых” Реомюра. Я прочту вам описание крылышка скарабея. Вам знакомо животное в целом; я попрошу вас об одном — чтобы вы передали мне на своем рисунке отчетливо, ясно, со всеми деталями части, по мере того как я буду читать вам их описание.

Рассуждение.

Рассуждения нельзя объяснить при помощи какой-то души или какого-то духа. Этот дух не может быть одновременно в двух предметах. Значит, ему необходима помощь памяти, но память есть безусловно телесное свойство.

Суждение.

Воздержаться от суждения. Что это значит? Ожидать опыта.

Хорошее рассуждение, хорошее суждение предполагают хорошее здоровье, или отсутствие недомогания и боли, заинтересованности и страсти.

Логика.

Рассуждение совершается путем последовательных отождествлений: Discursus series indentificationum.

Организация, память, воображение являются средствами для получения самого надежного и самого обширного ряда отождествлений.

Время и настойчивость заменяют быстроту. Быстрота есть характерная черта гения. Человек может быть неспособным в одной области, но обнаруживать выдающиеся способности в другой.

Философ — это человек, который видит вещи такими, каковы они в природе.

Поэт — это человек, создающий предмет путем такого подбора разрозненных частей, что ощущение от этого созданного путем подражания искусственного предмета оказывается более ярким, чем оно было бы от естественного предмета.

Логика, риторика и поэзия являются такими же древними, как и человек.

Воля.

Страдание, удовольствие, чувствительность, страсти, хорошее или плохое самочувствие, потребности, желания, внутренние и внешние ощущения, привычки, воображение, инстинкт, собственное действие органов — все это отдает приказания организму, и отдает их непроизвольно.

Действительно, что такое воля, если отвлечься от всех этих причин? Ничто.

Я хочу — это только выражение; исследуйте его хорошенько, и вы всегда найдете лишь побуждение, сознание и повиновение, непроизвольное побуждение, сознание или самопроизвольное существование, повиновение или влечение.

Подумать. Различие между произвольным и непроизвольным действием. Действие, называемое произвольным, не более произвольно, чем непроизвольное, но только причина его отодвинута на одну ступеньку ниже, ибо хотят не сами собой: воля есть результат некоторой причины, приводящей ее в движение и определяющей ее.

В случае произвольного действия мозг работает; в случае непроизвольного действия мозг пассивен, а действует остальная часть организма.

Я размышляю и при этом хожу. Первый шаг, без сомнения, представляет собой произвольное действие, но остальные шаги я делаю, не думая об этом.

Я хочу прийти на помощь кому-нибудь, и я так и поступаю.

Здесь имеется только одно действие моей воли — это стремление прийти на помощь. Что же такое движения других частей — движения рук, тела, кистей рук, движения голоса,— являются ли они результатом согласованности членов или следствием привычки? Во всяком случае, воля не играет здесь никакой роли.

Свобода.

Если и существует свобода, то вследствие незнания. Когда перед нами две возможности и у нас нет причины для предпочтения одной из них, тогда лишь мы выбираем ту из них, которую хотим.

Человек, обладающий только одним чувством, был бы безумным.

В живой молекуле остается лишь чувствительность, слепое качество. Нет ничего более безумного, чем она.

Умный человек представляет собой лишь сочетание безумнейших молекул.

В каждом органе интерес возникает из его положения, структуры, функций, и, значит, он представляет собой животное, способное испытывать благополучие и неблагополучие, ищущее благополучия и старающееся избавиться от неблагополучия.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27