Библиотека >> Заметки о случае обсессивного невроза

Скачать 56.25 Кбайт
Заметки о случае обсессивного невроза

При участии фантазии переноса он пережил тот самый эпизод прошлого, который забыл или который никогда не осознавал, как если бы он происходил в настоящем. Подошел наиболее темный и сложный период лечения; случайно выяснилось, что как-то он встретил молодую девушку на ступенях моего дома и решил для себя, что это моя дочь. Она понравилась ему, и он вдруг подумал, что единственной причиной моего хорошего отношения и великого терпения, является мое желание выдать замуж за него мою дочь. Одновременно он вознесся в богатстве и положении моей семьи на уровень, который соответствовал имевшейся у него модели. Но против этого выступила невозможность разлюбить даму. После того, как мы прошли сквозь жесточайшие проявления сопротивления и злобных нападок с его стороны, он не мог оставаться слепым по отношению к непреодолимому действию практически полной аналогии между фантазией переноса и действительным состоянием дел в его прошлом. Я перескажу один из снов, которые снились ему в этот период. Ему снилось, что он видит мою дочь прямо перед собой; а вместо глаз у нее два куска кала. Тот, кто знает язык сновидений, не затруднится проинтерпретировать сон, который символизирует, что он женился на моей дочери не за «красивые глаза», а из-за денег.
***
Комплекс отца и разрешение идеи о крысе
От причины, ускоряющей течение болезни во взрослом возрасте отходит ниточка, которая уводит нас в детство.
Он обнаружил, что находится в сходной ситуации с той, в которой, как он подозревал, находился отец перед его женитьбой. И поэтому он имел возможность идентифицироваться с отцом. Но его умерший отец повлиял на недавний припадок (приступ) и с другой стороны.
Конфликт на начальных стадиях болезни по существу являлся борьбой между настойчивым влиянием желаний отца и собственными любовными пристрастиями. Если мы примем к сведению, что рассказывал пациент в первые часы лечения, у нас появится подозрение, что борьба эта очень древняя и началась далеко в детстве. С любой стороны отей пациента был выдающимся человеком. До женитьбы он был офицером без звания, и тот период жизни оставил на нем свой след: прямолинейную солдатскую манеру общения и склонность использовать простой язык. Помимо этих добродетелей, которые отпевают над каждым надгробием, он отличался здоровым чувством юмора и добрым расположением к своим друзьям. То, что он мог быть опрометчив и жесток отнюдь не противоречило другим его качествам, а лишь являлось необходимым их дополнением, но из-за этого дети порой подвергались жестоким телесным наказаниям, пока они были маленькими и капризными. Однако, когда они подросли, то он в отличие от других отцов не возносил себя до священной неприкосновенности, а с присущей ему искренностью делился с ними житейскими неприятностями и неудачами.
Его сын не преувеличивал, говоря, что они были лучшими друзьями, во всем, кроме одного единственного момента. И не может быть никакого сомнения в том, что именно с этим моментом связано то, что мысли о смерти его отца занимали с его с неоправданной чрезмерной силой, когда он были маленьким, и то, что эти мысли вновь появились в словесном выражении обсессивных идей из его детства. И только с тем же самым моментом могло быть связано то, что он был способен желать смерти своего отца для того, чтобы вызвать симпатии какой-то девочки, которая должна стать более добрее к нему.
Очевидно, что в сексуальной сфере что-то стояло между отцом и сыном, и отец находился в своего рода оппозиции по отношению к рано проявившейся эротической жизни сына. Несколькими годами позже смерти отца, когда он впервые испытал приятные ощущения от полового акта, возникла мысль: «Это божественно. Можно убить даже родного отца за такое». Это было одновременно и отражением и объяснением обсессивной идеи детства. Более того, отец незадолго до смерти напрямую противостоял той, кто позже станет основной пассией нашего пациента. Он заметил, что сын постоянно находится в ее компании и посоветовал держаться от нее подальше, сказав, что это неблагоразумно, и он только позволит себя одурачить.
К этой безупречной массе доказательств мы будем в состоянии добавить свежий материал, если обратимся к истории мастурбационной части сексуальной активности пациента.
Существуют расхождения между мнениями докторов и пациентов на этот предмет, значение которого до настоящего времени не было должным образом оценено. Пациенты единодушны в своей вере, что мастурбация, под которой они подразумевают мастурбацию во время пубертата, является источником и причиной всяких несчастий. Доктора так и не могут прийти к единодушному мнению, какой позиции придерживаться, но находясь под влиянием клинических знаний о том, что помимо невротиков большинство нормальных людей проходят период мастурбации во время пубертата, большинство из них склонны отвергать утверждение пациентов, как сильно преувеличенное. На мой взгляд пациенты снова находятся ближе к верному пониманию, чем врачи, т.к. пациенты имеют смутные представления о правде, а врачи могут вовсе не заметить наиболее существенного момента.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30