Библиотека >> Заметки о случае обсессивного невроза

Скачать 56.25 Кбайт
Заметки о случае обсессивного невроза


Это потому, что вы получаете удовольствие от самообвинений, как бы наказывая себя таким образом.
Мой младший брат, которого я обожаю, заставляет меня беспокоиться, так как хочет заключить нелепый на мой взгляд брак. До сегодняшнего дня у меня были мысли пойти и убить ту, о которой идет речь, чтобы предотвратить свадьбу. Да, мы с братом привыкли драться еще в детстве. Но в то же время мы любили друг друга и были неразлучны. Но меня переполняла зависть, т.к. брат был сильнее и красивее из нас двоих и поэтому был любимчиком.
Да, вы уже описали мне сцену ревности с участием фройлен Лины.
Очень хорошо. В одной из подобных ситуаций (это произошло до того, как мне исполнилось 8 лет, т.к. тогда еще я не ходил в школу, в которую я пошел, когда мне было 8) - так вот, в одной из подобных ситуаций я сделал вот что. У нас обоих были игрушечные ружья. Однажды я зарядил свое шомполом и сказал ему, что если он будет внимательно смотреть в ствол, то что-то увидит. И пока он смотрел, я спустил курок. Его стукнуло по лбу, но не больно, хотя я хотел, чтобы ему было больно. После этого я был совсем не в себе, бросился на землю, спрашивал себя, как я мог совершить подобное. Но я же это сделал.
Я использовал возможность, чтобы переключиться на наш случай. Если он сохранил воспоминание об этом действии, настолько чуждом его натуре, то он не может, продолжал я, отрицать возможности, что в еще более раннем возрасте произошло что-то подобное, как-то связанное с его отцом, о чем он потом совершенно забыл.
Он сказал, что осознавал наличие других мстительных импульсов, на этот раз по отношению к даме, которую он обожал, и чей портрет он описал мне в таких ярких красках. Это правда, сказал он, что она не может легко полюбить; но она хранит всю себя для единственного мужчины, которому будет принадлежать в один прекрасный день. Она не любила его. Когда он в этом окончательно убедился, в его голове оформилась сознательная фантазия о том, что он станет богатым и женится на другой, а потом сделает так, чтобы они встретились, и таким образом причинит ей боль. Но в этот момент фантазия разрушилась, так как он должен был признаться себе, что другая женщина, его жена, была к нему равнодушна, а затем его мысли спутались, пока ему не стало абсолютно ясно, что эта другая женщина должна будет умереть. В этой фантазии, так же как в покушении на брата, он разглядел малодушие - качество, которое считал особенно ужасным.
В дальнейшей нашей беседе я указал ему на то, что он ни в коем случае не должен чувствовать себя ответственным ни за одну из этих черт его характера. Все эти осуждаемые побуждения коренятся в его детстве, в его бессознательном остались лишь производные его прежнего, детского характера; а понятие моральной ответственности, как он должен знать, к детям не применяется. Лишь благодаря процессу развития, добавил я, человек, вместе со своей моральной ответственностью, вырастает из суммы инфантильных задатков. Он выразил сомнение, однако, что все его злые импульсы происходят из этого источника. Но я пообещал доказать это ему в процессе лечения.
В продолжение беседы он привел тот факт, что его болезнь так невероятно усилилась вследствие кончины отца. Я согласился с ним, рассматривая горе из-за смерти отца как основной источник интенсивности болезни. Его горе нашло патологическое выражение в его болезни. Тогда как в норме траур длится от 1 до 2 лет, сказал я ему, то в патологическом случае, как например в этом, он может длиться как угодно долго.
Это все, что я могу представить из истории болезни в форме детального и последовательного доклада. Он в общих чертах совпадает с описательной стороной лечения, в целом оно продолжалось более чем 11 месяцев.

Некоторые обсессивные идеи и их объяснение

Мы знаем, что обсессивные идеи на первый взгляд кажутся не обладающими ни мотивом, ни смыслом, как и сны. Первая проблема - как придать им смысл и статус в психической жизни человека так, чтобы сделать их доступными пониманию и даже очевидными. Задача их перевода может показаться неразрешимой, но мы не должны позволить этой иллюзии сбить себя с толку. Даже самые дикие и эксцентричные обсессивные идеи можно прояснить, если исследовать их достаточно глубоко. Эта проблема решается путем включения обсессивных идей во временные отношения с переживаниями пациента, т.е. мы пытаемся узнать, когда конкретная обсессивная идея появилась в первый раз, и при каких внешних обстоятельствах она способна вернуться. Когда обсессивной идее не удается, как это часто случается, закрепиться навсегда, задача ее прояснения соответственно упрощается. Мы можем легко убедиться, что как только установлены взаимосвязи между обсессивной идеей и переживанием пациента, можно без особых трудностей получить доступ ко всему, что представляется запутанным или интересным в патологической структуре, с которой мы имеем дело - ее значение, механизм ее зарождения, ее происхождение из преобладающих побудительных сил в душе пациента.
В качестве исключительно понятного примера я предложу вам один из суицидальных импульсов, которые так часто возникали у нашего пациента.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30