Библиотека >> Заметки о случае обсессивного невроза
Скачать 56.25 Кбайт Заметки о случае обсессивного невроза
Соответственно он постоянно переспрашивал: «Что вы только что сказали?» После того, как ему повторяли сказанное, он не мог избавиться от ощущения, что в первый раз это звучало по-другому, и таким образом он оставался неудовлетворенным.
Все эти проявления его болезни зависели от одного обстоятельства, которое в это время определяло его отношения с дамой. Когда он собирался уезжать от нее в Вену перед летним отдыхом, она сказала что-то, что было им истолковано, как желание отказать ему на глазах у всех собравшихся, что и сделало его несчастным. Во время ее пребывания на отдыхе, когда у них была возможность обсудить данный вопрос, дама смогла доказать ему, что ее слова, которые он неверно понял, как раз наоборот, были направлены на то, чтобы спасти его, чтобы он не выглядел смешным в глазах других. Это сделало его снова счастливым. Его обсессия понимания была предельно прозрачной аллюзией на этот инцидент. Она была построена таким образом, будто бы он говорил себя: «После такого урока ты не должен никогда более допускать подобного непонимания, если хочешь уберечь себя от ненужного расстройства». Такое решение не было просто обобщением, последовавшим из единичного случая, но оно также сместилось, возможно из-за отсутствия дамы - с важного и высоко значимого индивида на менее значимых присутствующих. Обсессия не могла возникнуть лишь из удовлетворения, которое он получил от объяснения дамы; она выражала что-то помимо этого, т.к. завершалась не несущим удовлетворение сомнением, правильно ли повторили то, что он не расслышал. Другие упомянутые компульсивные команды наводят нас на след этого другого элемента. Его охранительная обсессия не могла быть просто реакцией - выражавшейся в угрызениях совести и раскаянии - на противоположность, т.е. на враждебные импульсы, которые он чувствовал по отношению к даме до того, как у них случилось выяснение отношений. Его обсессия считать во время грозы может быть истолкована, как защитная мера против страхов, что кому-то угрожает смерть. Анализ обсессии, которую мы рассматривали до этого, уже подвел нас к тому, чтобы относиться к враждебным импульсам пациента, как к неистовым и имеющим природу бессмысленной ярости; а теперь мы обнаруживаем, что даже после их примирения его ярость, направленная на даму, продолжала играть роль в формировании обсессии. Его навязчивые сомнения по поводу правильности услышанного были выражением сомнений, все еще скрывавшихся в нем, по поводу того, правильно ли он понял даму на этот раз и оправданно ли он принял ее слова за проявление чувств по отношению к нему. Сомнение, которое содержалось в обсессии понимания, было сомнением ее любви. Борьба любви и ненависти бушевала в груди влюбленного, и объектом обоих чувств был один и тот же человек. Борьба представлена в подвижной форме компульсивно символическим действием устранения камня с дороги, по которой она должна была ехать, и потом уничтожением сделанного путем возвращения камня на прежнее место, так чтобы карета могла перевернуться, а дама пострадать. Мы не сможем составить верное суждение о второй части компульсивного действия, если будем принимать ее за чистую монету, рассматривая просто как критическое отторжение патологического действия. Тот факт, что она сопровождается чувством навязанности, выдает нам то, что она сама является частью патологического действия, хотя и определяется мотивом, противоположным тому, который вызвал первую часть. Подобные компульсивные действия, состоящие из двух последовательных этапов, где второй нейтрализует первый, являются типичными для обсессивного невроза. Сознание пациента, естественно, не понимает их, и выдвигает вместо них ряд вторичных мотивов, одним словом, рационализирует их. Но их истинное значение заключается в том, что они отражают конфликт между двумя противоположными импульсами, приблизительно равной силы: и к настоящему времени я окончательно убедился, что в нашем случае мы имеем дело с противопоставлением любви и ненависти. Компульсивные действия такого толка представляют особый теоретический интерес, так как демонстрируют новый способ образования симптомов. При истерии часто случается компромисс, который дает возможность обоим разнонаправленным тенденциям проявиться одновременно, что убивает сразу двух зайцев; в то время, как в нашем случае, каждая из противоположных тенденций удовлетворяется отдельно, сперва одна, а затем другая, однако естественно делается попытка установить что-то вроде логической связи между антогонистами (часто заключающейся в отсутствии всякой логической связи). У нашего пациента конфликт между любовью и ненавистью проявляет себя также и другими путями. В период пробудившейся благочестивости он молился за себя, что занимало все больше и больше времени, и обычно это длилось полтора часа. Причиной этого было то, что он обнаружил, что что-то каждый раз проникало в его благочестивые изречения и превращало их в противоположные. Например, если он говорил: «Пусть Бог защитит его», злой дух торопливо вставлял «не». Однажды в такой момент ему пришло в голову заменять слова ругательствами, т. | ||
|