Библиотека >> История античной эстетики. Ранний эллинизм

Скачать 756.77 Кбайт
История античной эстетики. Ранний эллинизм




Подвижные – все находящиеся между этими. Из постоянных звуков одни нижнетесные, другие нетесные, служащие пределами полным системам.

Нижнетесные суть следующие пять:
гипата нижних,
гипата средних,
меса,
парамеса,
нета отделенных.

Нетесные и ограничивающие полные системы суть отдельные:
просламбаномен,
нета соединенных,
нета высших

Между подвижными звуками одни среднетесные, другие верхнетесные, третьи диатонные.

Среднетесные – следующие пять:
парипата нижних,
парпиата средних,
трита соединенных,
трита отделенных,
трита высших.

Верхнетесных подобным же образом по пяти в каждом роде: в гармонии – гармонические, в хроме – хроматические. Ибо в диатоне нет тесного распределения. Итак, в гармонии следующие:
лиханос нижних гармонический,
лиханос средних гармонический,
паранета соединенных гармоническая,
паранета отделенных гармоническая,
паранета высших гармоническая.

В хроме следующие:
лиханос нижних хроматический,
лиханос средних хроматический,
парапета соединенных хроматическая,
парапета отделенных хроматическая,
паранета высших хроматическая".

Все эти разделения очень понятны. Поскольку в каждом тетрахорде крайние звуки считались постоянными, а все различия родов возникали только от разного расположения двух средних звуков относительно крайних, то вполне, конечно, понятно, почему, например, в тетрахорде нижних постоянными считаются гипата нижних и гипата средних. Точно так же само собой ясно, что из постоянных звуков три имели особое значение, а именно просламбаномен и две неты, соединенных и высших: они не допускали никакого тесного распределения, так как просламбаномен начинал, а обе неты кончали собою полную систему. Потому Псевдо-Эвклид и называет их "нетесными". Другое дело – прочие постоянные звуки, которые он называет "нижнетесными", – обе гипаты, меса, парамеса и нета отделенных. В хроматическом к энгармоническом роде около них, бывших нижними пределами тетрахордов, располагалось именно тесное следование звуков. Тесное (pycnon) было тогда, когда два меньшие интервала, взятые вместе, были меньше третьего. Вполне целесообразно также разделение подвижных звуков на верхнетесные (они, будучи верхними пределами тесного расположения, естественно, могли быть только лиханосами и паранетами) и среднетесные (которые, находясь посредине тесного распределения, суть только парипаты и триты).

4. Перевод античной терминологии на современный музыкальный язык

Можно задаться еще и вопросом о том, как звучала бы эта совершенная система на нашем музыкальном языке. Поскольку она у греков не предполагала никакой твердо установленной абсолютной высоты, то можно принять за самый низкий звук греческой музыки, скажем, а или f. Если просламбаномен у нас будет а, то в диатоническом роде мы получим гипату нижних h, парипату нижних с, лиханос нижних d, гипату средних е и т.д. В хроме, после первых трех звуков, тождественных, очевидно, с диатоном (а, h, с), мы получим четвертый, если понизим четвертую ступень, то есть возьмем ре-бемоль (но не до-диез, так как нужен новый звук, а не удвоенный третий, хотя бы и повышенный на полтона). Следующая ступень, то есть гипата средних, есть звук постоянный, во всех родах. Три первых звука останутся теми же и в энгармонике. Что же касается парипаты, то тут опять дело обстоит не просто, поскольку наша музыка не знает четвертьтоновых интервалов. Эту ступень можно обозначить через deses, поскольку бемольные интервалы при движении сверху вниз несколько (на 74/73) больше диезных, то есть deses окажется ниже с. Г.А.Иванов (указ. соч., 63), поступая таким образом и дальше, дает следующий предположительный перевод античной совершенной системы на современное музыкальное обозначение.

[прибавочный] называется так потому, что у него нет общего ни с одним из [так] называемых тетрахордов: он присоединяется извне ради созвучия с месою [средней], состоя в гипате нижних в отношении тона (9:8), каковое отношение имеет меса к парамеса [возлесредней]; гипата нижних – оттого что помещается первою в первом тетрахорде, ибо древние называли первое гипатон; парипата – как находящаяся возле нее; гармоническая, хроматическая и диатонная [указательные] нижних суть звуки-указатели родов мелодии, ибо расположение звуков в тетрахордах бывает разнообразно. Родовое название их гипергипаты [надгипаты]. – Гипата средних – опять первая в тетрахорде средних, ибо только он рассматривается как средний [именно] между тетрахордами нижних и соединенных; следующая за нею – парипата [возленижняя] средних и остальные [называемые] подобно гипатообразным. Родовое же их название лиханосы, и они получили это название как одинаковое с пальцем, ударяющим издающую их струну. – Следующая за этими струна называется меса [средняя], ибо она находится в самой середине звуков, усвоенных каждому строю. За нею следует, если взять на полутон выше, трита соединенных [третья сверху]; так как, дошедши в остающемся отделе до высших [тетрахордных] систем, мы после месы ведем счет от конечной струны (nete) тетрахордов.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406