Библиотека >> Дальнейшие рубежи развития человека

Скачать 331.68 Кбайт
Дальнейшие рубежи развития человека

Однако, подчеркивает Маслоу, "ничто не может заменить опыт".

Слишком часто образовательный процесс подавляет интуицию и творчество, вместо того чтобы развивать их – впрочем, некоторые учащиеся улучшают эти качества благодаря приобретаемому образованию. Некоторые доктора философии, говорит Маслоу, – не более чем "патентованные дураки". Процесс образования должен в меньшей степени сосредоточиваться на средствах и в большей – на результатах: развитии понимания, способности к рассуждению, хорошего вкуса, знания того, как жить. Университеты уделяют больше внимания курсам, где объясняется, как учить, чем реальному опыту обучения: слишком много занимаются теорией, слишком мало – практикой.

"Является ли классная комната, – спрашивает Маслоу, – единственным или лучшим местом, где можно получить образование? Все ли знание выразимо в словах? Может ли все оно быть вложено в книги? В курсы и лекции? Всегда ли можно измерить его с помощью тестов? Уступает ли любая мать любому детскому психологу? Находится ли в ведении священников весь религиозный опыт?"

Обучение, осуществляемое в классе, должно быть связано с жизнью. Учащийся должен научиться росту, научиться различать хорошее и плохое, желательное и нежелательное, то, что следует и что не следует выбирать. Приобретение мудрости, зрелости, вкуса и характера требует опыта проб и ошибок, успехов и неудач, разочарований, боли, вступления в брак, рождения детей и т.п. Все это важные части опыта, обеспечивающего научение.

Теория, отделенная от опыта и практики, может быть очень опасна. С другой стороны, практик, не понимающий теории, также неполноценен. К тому же, этих двух составных частей знания оказывается недостаточно без третьей – знания и понимания себя, способности к тонкому субъективному восприятию. Все эти аспекты знания необходимы для здорового роста.

"Сократ учил, – пишет Маслоу, – что злое поведение проистекает в конечном счете из невежества. Я предполагаю, что хорошее поведение требует, в качестве предпосылки, хорошего знания и выступает, вероятно, его необходимым следствием."

Пользу психоанализа Маслоу ощутил на самом себе. До женитьбы он страдал от подавленных чувств – психоанализ помог ему справиться с этими трудностями, достичь понимания окружающей жизни и самого себя, стать менее ребячливым и более зрелым. Вместе с тем, он убедился в том, что психоанализ сам по себе не творит чудес: самоанализ иногда достигает большего.

Психология постоянно сталкивается с проблемой сопротивления правде. Нередко человек отчаянно стремится избежать правды, которая кажется несущей угрозу для его Я. Мужество и цельность – это важные характеристики индивида, стремящегося к психологическому росту. "Людьми с пустым опытом" называет Маслоу людей, не способных воспринимать свои собственные внутренние сигналы. Человек с богатым опытом обладает большими знаниями о себе. Именно эту характеристику следует формировать и развивать. Ибо, как говорит Маслоу,

"если по отношению к чему-либо мы слепы и глухи внутри себя, то по отношению к этому мы слепы и глухи и во внешнем мире, идет ли речь об игривости, поэтическом чувстве, эстетической восприимчивости, первичном творчестве или чем-либо еще в таком роде".

Если весь образовательный процесс протекает правильно, учащийся открывает для себя все больше правды о себе, о других людях, о физическом мире и по мере этого видит все больше единства в мире и сам становится более цельным.



>


--------------------------------------------------------------------------------

Генри Гейгер
ОБ АБРАХАМЕ МАСЛОУ И ЕГО ПОСЛЕДНИХ РАБОТАХ
Читая работы Абрахама Маслоу, испытываешь впечатление, что они как бы искрятся. Тщетной была бы попытка объяснить это, думая о нем просто как о психологе. Прежде всего о нем надо бы думать как о человеке, а уже затем как об ученом, который очень интенсивно трудился в области психологии. А лучше всего сказать, что он воплотил свою человеческую зрелость в новом способе мышления в области психологии. В этом одно из его главных достижений: он дал психологии новый концептуальный язык.

По словам Маслоу, он уже в начале своей профессиональной деятельности обнаружил, что имеющийся язык психологии (иначе говоря, ее понятийная структура) не подходит для избранного им направления исследований, и он решил изменить или улучшить этот язык. [...] Ключевыми терминами в разработанном им языке выступают "самоактуализация", "пиковые переживания" и "иерархия потребностей", начиная от "дефицитарных" и кончая "бытийными". [...]

Необходимо, по-видимому, сказать, что главное из того, что Маслоу обнаружил в области психологии, он обнаружил, изучая самого себя. Из его произведений видно, что он изучал себя; он был способен, как мы говорим, быть объективным в отношении самого себя. "Мы должны помнить, – как-то заметил он, – что знание своей собственной глубинной природы есть одновременно знанием человеческой природы вообще." К этому можно добавить, что Маслоу был поистине человеком, лишенным тщеславия.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180