Библиотека >> Дальнейшие рубежи развития человека
Скачать 331.68 Кбайт Дальнейшие рубежи развития человека
Вместе с тем, нередко они привлекают к себе поклонников, друзей и учеников, и, когда это случается, отношение между самоактуализирующимся человеком и его поклонниками оказывается в значительной мере односторонним. Здоровые индивиды, о которых идет речь, могут быть очень терпимы к недостаткам других: в то же время они весьма нетерпимы к нечестности, лжи, обману, жестокости и лицемерию. При столкновении с настоящими преступлениями справедливое негодование является почти универсальной характеристикой самоактуализирующихся людей.
Эти люди, говорит Маслоу, вступают в противоречие с двумя расхожими афоризмами: "противоположности притягиваются" и "подобное выбирает подобное". Здоровые индивиды склонны искать людей со сходными чертами характера, такими, как честность, искренность, доброта и смелость, пренебрегая в то же время поверхностными характеристиками, такими, как социальный класс, образование, вероисповедание, национальное происхождение и внешность. В этом отношении здоровые индивиды не боятся различий. "Вследствие сказанного, – пишет Маслоу, – самоактуализирующиеся люди легко влюбляются в "простых", из иного социального круга партнеров... Чем более зрелыми они становятся, тем меньше их привлекают такие характеристики, как телесная красота, физическая сила, умение танцевать... и тем значимее для них совместимость, доброта, деликатность, благожелательность." Нельзя сказать, что у психологически здоровых индивидов нет проблем. Однако обычно у них трудностей и проблем меньше, чем у других, и больше удовольствий и счастья. Они не всегда спокойны: случаются и вспышки гнева. Им может быть очень скучна пустая болтовня, как на типичных вечеринках с коктейлем. Они также страдают иногда от чувства вины, беспокойства, грусти и сомнений в себе. Они обладают чувством юмора, но необычного типа: они не склонны к шуткам, высмеивающим или унижающим других людей, а предпочитают философский или космический юмор. Прекрасным образцом здесь может служить юмор Авраама Линкольна. Межличностные отношения, в которые вступают полностью зрелые люди, хороши и для них и для их партнеров. Идет ли речь о дружеских отношениях, или брачных, или об отношениях родителей и детей, они никогда не носят характера эксплуатации. Здоровый индивид, именно благодаря большому уважению к себе, способен в большей мере уважать других. Эта точка зрения соответствует утверждению Эриха Фромма о том, что настоящая любовь к себе или самоуважение гармонирует с любовью к другим, а не противоречит ей. Средний индивид, не обладая достаточным самоуважением, не формирует глубоких уважительных отношений с другими. "Любовь, обнаруживаемая у здоровых людей, – говорит Маслоу, – может быть описана как непосредственное восхищение и понимающее благоговение и наслаждение, подобные тем, которые мы испытываем под воздействием прекрасной живописи." Эти люди в меньшей степени нуждаются в любви других и способны долго оставаться одинокими, но в то же время они способны давать любовь – они в большей степени любящие люди. Вообще говоря, психологически здоровые индивиды в большей мере, чем другие, подходят для прочного, счастливого брака. При этом происходит не отказ от себя: скорее, можно говорить о здоровом эгоизме, когда каждый партнер наслаждается другим и его успехами. Хотя супругам доставляет большое удовольствие общество друг друга, они способны философски переносить долгую разлуку и даже смерть партнера. Каждый из супругов в здоровом браке повышает уверенность в себе и самоуважение другого, и они хороши друг для друга. Собранные Маслоу данные противоречат теории вековой давности об исходной враждебности между полами – ее не существует в здоровом браке. Однако, если кто-то из партнеров плох, то сближение не укрепит, а ослабит брак. Хороший же брак становится со временем прочнее. В здоровом браке партнеры не только с течением времени все больше наслаждаются друг другом, но и их половая жизнь также улучшается с возрастом – по меньшей мере до какого-то момента. Они в большей мере наслаждаются сексом, как и всякой жизненной активностью, и вместе с тем могут обойтись без него, когда это необходимо. Их редко привлекает секс сам по себе, потому что для них он предполагает любовные отношения. Они редко ищут любовных приключений вне брака, но их привлекает противоположный пол, и они охотно наслаждаются дружбой с его представителями, не испытывая какого-либо страха. Маслоу отметил, что А.Кинси, в его известном обзоре сексуального поведения, спутал среднее с нормальным. Изучение самоактуализирующихся людей и их половых отношений показывает, что обычное, "среднее" вовсе не является нормальным или здоровым. Человек высокого уровня иногда находит желательным быть конструктивно критичным. Обычно люди критикуют других, гневаясь на них, но Маслоу обнаружил, что при определенных обстоятельствах любящий человек чувствует, что следует привлечь внимание друга или супруга (супруги) к какой-то существенной ошибке, которую они не осознают. Маслоу цитирует учение христианской секты "Брудерхоф", считающей одной из сторон христианской любви необходимость быть честным по отношению к ближнему, даже если в данный момент это может быть неприятно ему. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
| ||
|