Библиотека >> Дальнейшие рубежи развития человека

Скачать 331.68 Кбайт
Дальнейшие рубежи развития человека



В западной культуре сформировалась сильная боязнь инстинктов как чего-то плохого и свойственного животным. Фрейд так же, как и многие христианские теоретики, подчеркивал отрицательные стороны человеческих инстинктов. В результате мы имеем культуру, акцентирующую контроль и отрицательную мотивацию, а не положительную.

Существует сильное отрицательное влияние потребностей низкого уровня в безопасности. Процесс психологического роста требует постоянной готовности рисковать, совершать ошибки, отказываться от своих привычек.
"Каждый может выбрать, – говорит Маслоу, – движение назад к безопасности или вперед к росту. Рост приходится выбирать вновь и вновь, так же как вновь и вновь преодолевать страх."

В другом месте он указывает:

"Все, что увеличивает страх или тревожность, смещает динамическое равновесие между регрессом и ростом в сторону регресса".

Дети в надежной, теплой, дружеской атмосфере более склонны к росту и к научению процессу роста. Дети в ненадежной обстановке ищут безопасности. Даже здоровый ребенок в незнакомой обстановке становится более осторожным, менее любознательным и т.п.


Маслоу обратил внимание на то, что он назвал "комплексом Ионы", – склонность взрослых людей сомневаться в своих способностях и даже бояться их, бояться повышения своих потенциальных возможностей. [...]
Индивид, находящийся в процессе роста, постоянно бросает себе вызов. Это требует мужества. Когда человек попадает в новую и лучшую ситуацию, он не может не чувствовать неловкости, и некоторые люди никогда не научаются преодолевать ее. Наслаждение от роста и развития предполагает усилия, самодисциплину и известную долю страдания. Личность, ведущая себя по Фрейду, то есть ищущая наслаждения и избегающая страдания, не слишком склонна к росту. То, что наблюдал Фрейд" справедливо для многих людей, в особенности для изучавшихся им нездоровых индивидов.


Развитие в направлении самоактуализации часто тормозится культурной средой. Примером могут служить обыденные представления о том, что относится и что не относится к числу мужских качеств. Такие человеческие проявления, как симпатия, доброта, мягкость, нежность, часто развенчиваются под влиянием культурной тенденции считать их неподходящими для мужчин.

Выше уже говорилось о том, что самоактуализирующиеся люди (в сравнении со средними показателями) более гибки, более открыты по отношению к новым идеям и новому опыту. Отсюда следует, что навыки могут служить препятствием росту. Многие люди проявляют сильную тенденцию продолжать действовать так, как они действовали ранее. Это не всегда плохо: многие типы навыков освобождают разум для иных занятий. В то же время другие навыки, сформировавшиеся иногда в раннем возрасте и впоследствии не подвергшиеся переоценке, ограничивают развитие индивида.
"Сколь бы полезны ни были навыки в отношении неизменных сторон мира, – пишет Маслоу, – они превращаются в помеху и препятствие, когда организм встречается с его изменяющимися сторонами, с уникальными, новыми проблемами, с которыми ранее не приходилось сталкиваться. В аномальных случаях предпочтение, оказываемое тому, что знакомо, выступает как жизненная необходимость. Здоровый интерес к новому и неизвестному отсутствует или минимален у среднего невротика."

Рассматривая помехи психологическому росту, мы коснулись и методов содействия ему. Для здорового ребенка в здоровом окружении рост, по-видимому, поощряется предоставляемой ребенку свободой исследования, свободой научения путем проб и ошибок. То же относится и ко взрослому. Чрезмерная опека и забота легко могут тормозить рост. Люди нуждаются в том, чтобы научиться самостоятельно осуществлять выбор: если его постоянно осуществляют другие, рост определенно будет заторможен. Маслоу полагает, что рост требует определенной доли страданий и печали и что не всегда следует защищать детей и взрослых от болезненного, но необходимого опыта.

Недавно Маслоу указал еще некоторые возможные объяснения того, почему человеку часто не удается раскрыть свои потенциальные возможности. Основываясь на работе Дж.Ципфа и собственных наблюдениях, Маслоу признает теперь тенденцию индивида к определенной инерции – то, что Дж.Ципф назвал "принципом наименьшего усилия".

Познание и понимание себя выступают как важнейшие пути к самоактуализации – процессу, которому родители, учителя, культурная среда могут либо содействовать, либо препятствовать. Очень полезны здесь могут быть профессиональные психотерапевты, понимающие процесс роста. Если человек понимает себя, то он поймет свои базовые потребности, свою подлинную мотивацию и научится вести себя так, чтобы эти потребности удовлетворялись. Понимание себя позволит ему также лучше понимать других людей и эффективнее строить отношения с ними. Если все люди обладают одними и теми же базовыми потребностями, то понимание себя ведет к пониманию всего человеческого рода.

Развитие мужества, цельности и самодвижения важно для непрерывного роста.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180