Библиотека >> Дальнейшие рубежи развития человека

Скачать 331.68 Кбайт
Дальнейшие рубежи развития человека

Акцент на "научных методиках" побуждает психологов к тому, чтобы обеспечивать собственную безопасность и "правильность" вместо того, чтобы проявлять смелость, и убеждает ученых в том, что они более объективны, чем это имеет место на самом деле. Их выводы становятся этически нейтральными. Такие ученые избегают важных вопросов этики, морали, правильного и неправильного, здорового и нездорового поведения – вопросов, на которые наше общество хотело бы знать ответы. Становясь чрезмерно прагматичной, психология избегает таких важных областей, как удовольствие, радость, игра, красота, искусство, любовь, счастье. Маслоу считает, что нравственные и духовные проблемы существуют в царстве природы и потому их изучение должно быть частью науки, а не какой-то противоположной областью. Он говорит, что наука как социальный институт и как человеческая деятельность обладает целями, этикой, моралью – или, проще говоря, ценностями.

Поиск точных "научных" ответов в изучении человеческого поведения может быть нездоровым явлением: есть слишком много областей, где научные исследования слабы или отсутствуют. В отсутствие точного знания мы должны использовать любое доступное нам знание.

"Есть разные уровни знания, – говорит Маслоу. – Любое прибавление знания или повышение его надежности лучше, чем ничего. Некоторые настаивают на том, что "научное" знание есть и должно быть ясным, четким, недвусмысленно определенным, безошибочным, проверяемым, могущим быть установленным повторно, коммуницируемым, логическим, рациональным, вербализуемым, осознанным. Если это не так, то это не "научное" знание, это что-то другое. Но что мы скажем тогда о первых стадиях знания, предшествующих этим окончательным формам, о том начале, которое каждый из нас может легко обнаружить в своем опыте? Полезно и правильно относить к знанию все "протознание", если только вероятность его правильности больше случайной. Если это условие выполняется, то знание может быть более или менее надежным, но все же это знание."

Маслоу также критичен по отношению к тому, что он называет атомистическим подходом. Этот подход, обычный в физических науках, предполагает разложение изучаемых объектов на компоненты и изучение последних по отдельности. Человека, полагает Маслоу, надо изучать как целостную сущность, как систему. Здесь каждая часть связана с другой и, если не изучать их как единое целое, ответы будут неполными. Большинство исследователей поведения пыталось выделить независимые влечения, побуждения и инстинкты и изучать их по отдельности. Маслоу обнаружил, что такой подход в общем менее продуктивен, чем подход целостный, исходящий из того, что целое больше суммы своих частей.


>


--------------------------------------------------------------------------------

3. ИЗУЧЕНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Изучение выдающихся образцов душевного здоровья было предпринято Маслоу не как научное исследование, а как попытка удовлетворить свое личное любопытство. Он поначалу не ожидал от этого изучения столь вдохновляющих результатов. Результаты оказались важными, хотя исследования и не соответствовали требованиям научной методологии. Как говорит Маслоу:

"Проблема душевного здоровья и нездоровья настолько значима, что нельзя пренебрегать никакой частицей информации. Если бы мы стали дожидаться данных, которые принято считать надежными, мы бы не дождались их никогда".

Итак, толчком к изучению самоактуализирующихся людей послужила любознательность Маслоу. Он попытался понять двух профессоров, которых он очень уважал и которыми восхищался. Они стали его учителями уже после того, как он получил степень доктора философии и вернулся в Нью-Йорк. Любознательность заставила его проанализировать, благодаря чему эти два профессора оказались столь выдающимися. Он делал о них заметки, и внезапно ему пришло в голову, что их личности можно сопоставить, что есть определенные характеристики, общие для этих двух людей. Вдохновленный этим открытием, молодой Маслоу попытался выяснить, нельзя ли обнаружить этот тип личности еще где-либо. Так началось его развернутое исследование вполне зрелых людей.

Объекты для изучения он выбирал из своих личных знакомых и друзей, известных деятелей, живых и покойных, из студентов колледжа. При первой попытке поиска среди молодежи из двух тысяч студентов колледжа был найден только один достаточно зрелый индивид. Позже он признал полностью психологически здоровыми 1% учащихся Брэндейсского колледжа.

Определение самоактуализирующейся личности оставалось неясным: описывая ее, Маслоу подчеркивал:

"Полное использование таланта, способностей, потенциальных возможностей и т.п. Такие люди как бы полностью осуществляют себя и действуют наилучшим возможным для них образом".

Отрицательным критерием было отсутствие тенденции к психологическим проблемам, неврозам или психозам. Самоактуализирующаяся личность – наилучший представитель человеческого рода, представитель того, что Маслоу позже назвал "растущей верхушкой".

Этот подход явилс

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180