Библиотека >> Дальнейшие рубежи развития человека

Авторы: Маслоу Абрахам
Скачать 331.68 Кбайт
Дальнейшие рубежи развития человека

--------------------------------------------------------------------------------

Абрахам Маслоу

ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Перевели Г.Балл и А.Попогребский

A.H.Maslow. The Farther Reaches of Human Nature. Harmondsworth: Penguin, 1971
А.Маслоу. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999
Терминологическая правка В.Данченко
К.: PSYLIB, 2003


--------------------------------------------------------------------------------


Часть I. ЗДОРОВЬЕ И ПАТОЛОГИЯ


К гуманистической биологии
Невроз как неудача личностного роста
Самоактуализация и ее предпосылки
Часть II. ТВОРЧЕСТВО


Творческая установка
Целостный подход к творчеству
Эмоциональные помехи творчеству
Потребность в творческих людях
Часть III. ЦЕННОСТИ


Слияние фактов и ценностей
Заметки по психологии Бытия
Комментарии к симпозиуму о человеческих ценностях
Часть IV. ОБРАЗОВАНИЕ


Познающий и познаваемое
Образование и пиковые переживания
Цели и результаты гуманистического образования
Часть V. ОБЩЕСТВО


Синергия в обществе и в индивиде
Вопросы для нормативного социального психолога
Синанон и Эвпсихия
Об эвпсихическом управлении
О низких жалобах, высоких жалобах и метажалобах
Часть VI. БЫТИЙНОЕ ПОЗНАНИЕ


Заметки о невинном познании
Новые заметки о познании
Часть VII. ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЯ БЫТИЯ


Различные смыслы трансцендирования
Теория Z
Часть VIII. МЕТАМОТИВАЦИЯ


Теория метамотивации: Биологические корни ценностной жизни
Гобл Ф. ТРЕТЬЯ СИЛА: ПСИХОЛОГИЯ АБРАХАМА МАСЛОУ


Историческая перспектива
Третья сила
Изучение самоактуализации
Теория базовых потребностей
Потенциальные возможности человека
Психологический рост
Воспитание с позиций Третьей силы
Гейгер Г. ОБ АБРАХАМЕ МАСЛОУ И ЕГО ПОСЛЕДНИХ РАБОТАХ

Литература

Примечание редактора. Удручающий перевод хорошей книги. Наряду с исправлением двусмысленного названия о "рубежах, имеющих человеческую природу", текст HTML-версии был приведен в более удобопонятный вид путем глобального поиска и, по возможности, перевода примерно двадцати ключевых латинизмов, которые для пущей "научности" обычно не переводятся. Было подчищено также слово-паразит "является". – В.Д.


>


--------------------------------------------------------------------------------

Часть I. ЗДОРОВЬЕ И ПАТОЛОГИЯ
1. К ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ [1]
Мои искания в психологии заставляли меня двигаться во всевозможных направлениях. Некоторые из них выходили за пределы обычной психологии – по крайней мере, в том ее понимании, какому я был обучен.

В тридцатые годы, заинтересовавшись определенными психологическими проблемами, я обнаружил, что их нельзя разрешить или успешно разрабатывать в рамках классической для того времени науки (бихевиористской, позитивистской, естественнонаучной – свободной от ценностей, механистической психологии). Чтобы найти ответ на возникавшие у меня закономерные вопросы, потребовалось изобрести другой подход к психологическим проблемам. Постепенно этот подход превратился в общую философию психологии и науки вообще, религии, труда, менеджмента, а теперь и биологии. По сути он стал мировоззрением.

Психология сегодня, в сущности, разорвана и расколота на три (или больше) отдельных науки, не сообщающиеся между собой, поделенные между отдельными группами ученых. Первая – это бихевиористская, объективистская, механистическая, позитивистская группа. Вторая – это целый "куст" психологий, берущих начало от З.Фрейда и психоанализа. И третья – это гуманистические направления, или "третья сила", как назвали эту группу, предлагающую единую философию, способную сплотить разъединенные доселе группы. Именно об этой третьей психологии я и хочу говорить. Исходя из того, что эта третья психология включает в себя первую и вторую, я "изобрел" слова "эпи-бихевиористская" и "эпи-фрейдистская" (греческое "эпи" означает "над"}. Такой подход позволяет также избежать характерной для студентов дихотомической ориентации, когда надо, например, быть либо "за Фрейда", либо "против Фрейда". Лично я и фрейдист, и бихевиорист, и гуманист, и к тому же еще разрабатываю то, что может быть названо четвертой психологией – психологией трансцендирования.

Я говорю здесь от своего собственного имени. Даже некоторые из представителей гуманистической психологии склонны видеть себя в оппозиции бихевиоризму и психоанализу, вместо того, чтобы включать эти направления психологии в более широкую структуру. Полагаю, что в своем увлечении непосредственным опытом, переживанием, такие психологи балансируют где-то на грани антинаучного и даже антирационального. Однако поскольку я считаю, что переживание – это только начало знания (необходимое, но не достаточное), и возлагаю единственную и последнюю надежду на совершенствование знания, то есть на существенное расширение науки, то предпочитаю говорить только от себя.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180