Библиотека >> Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии
Скачать 98.41 Кбайт Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии
И в том и в другом случая настоящее расценивается как некоторый переход к будущему, а люди и мир – как требующие преобразования. И человек, направленный на целедостижение, и человек, направленный на уничтожение, стремится подчинить себе других и продлить жизнь за их счет, одни – путем эксплуатации, а другие – путем издевательств и уничтожения. Но человек целедостигающий убежден, что ему, да и всем другим, предстоит светлое будущее, он подсознательно уверен в бессмертии. Между тем как насильник, террорист и убийца не верят в рай на земле ни в настоящем, ни в будущем, подсознательно или сознательно они не хотят достичь внешних целей, их внешняя цель – уничтожить мир и себя вместе с ним. Они не рассматривают людей как средство. Сравните – у Пушкина
Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно; Нам чувство дико и смешно. Для борца с жизнью любой человек – "предмет его труда", объект, который следует превратить в труп. "Жизнь-целедостижение" при всей бессмысленности и нереальности целей, к которым стремятся люди, воспроизводясь, оставляет не только руины городов и останки побежденных, но и заводы, произведения искусства, тексты и храмы. Люди, ненавидящие жизнь, оставляют после себя лишь пепел и ненависть. Банды подростков и юношей, терроризирующие окрестности и устраивающие бесконечные разборки между собой, культивируют жестокость по отношению к своим членам. Не принадлежать к какой-либо группировке в Казани 80-х годов – значит обречь себя на постоянное преследование и беззащитность. Поэтому юноши и девушки поневоле втягиваются в мир насилия и жестокости. Произвольный выбор демонстрируют группы футбольных фанатов. Английские дети и подростки, которых жестоко унижали и преследовали в семье или в школе, нашли выход злобе к окружающему миру, став взрослыми и объединившись в банды фанатов "Ливерпуля", "Манчестер Юнайтед" или "Арсенала". Полиция благополучных западноевропейских стран в ужасе и беспомощности от бесчинств взрослых парней и мужчин на улицах городов и на стадионах. Болезнь оказалась заразной, и по улицам российских городов идут полувоенные отряды фанатов "Спартака" и "ЦСКА". Футбол для них, по большому счету, безразличен, результаты игры – тем более. Им важно выплеснуть агрессию, злобу на окружающий мир: избить болельщиков клуба соперников, напасть на "ментов", разгромить ларьки по дороге и сжечь машины "богачей", попавшиеся под горячие руки и дурные мысли. Игрушечная война объявлена, но появились отнюдь не "виртуальные", а реальные жертвы – раненые, убитые... Информационная цивилизация открывает новые возможности для проявлений человеческой деструктивности. "Передовой отряд" борцов против человечества – авторы и активные распространители компьютерных вирусов. Они, как правило, действуют в одиночку. Деструктивный результат их деятельности – вышедшие из строя системы, миллиардные убытки, потраченное время и деньги миллионов людей. Отрицательные эмоции, сеятелями которых они стали, захлестывают Интернет. Скудные сведения о них, попадающие в научную и научно-популярную печать, рисуют уже знакомый портрет аутичной, тревожной, неконтактной, ненавидящей мир личности – (юноши, реже девушки) в возрасте от 15 до 25 лет, жаждущей величия и власти над миром (хотя бы и виртуальным). Нам еще предстоит увидеть в скором будущем информационные войны, торжество насилия и жестокости в "виртуальном мире". Высокий интеллект хакеров не стал препятствием для проявления кипящей внутри их психического мира злобы по отношению к миру внешнему. Продуктами, точнее отходами "жизни против жизни" являются фильмы Тарантино, Верховена,а также их российских "подражателей". Компьютерные игры с осмысленными сценариями, в которых игроку каждое мгновение угрожают "виртуальным убийством", а единственный способ спастись – уничтожить все движущееся и живое, формируют представление детей и подростков о жизни как вражде, о времени как зле, которое надо проскочить, дабы избежать смерти от врагов. Но в конце личного виртуального времени – все равно смерть. "Жизнь против жизни" – "антимир", вторгшийся и пожирающий наше повседневное человеческое бытие. Воистину, люди, примкнувшие к этому варианту человеческого существования или выбравшие его, являются послами смерти и ее рассадниками, воображая себя борцами со злом. "Антимир", как ему и положено, пожирает наш привычный, не столь уж уютный, но единственный мир, лишая нас времени. Лишение времени – самое страшное наказание. Не случайно в приговоре для преступника главное – срок заключения, а особенности заключения (одиночное, в лагере и пр.) – нечто второстепенное. Ограничение в пространстве – ничто по сравнению с насильственным изъятием времени из человеческой жизни. Бог – дал, бог – взял. Новоявленные "боги", точнее посланцы и подданные сатаны, пытаются играть роль всеобщего судьи, роль самой смерти. Избавиться от боли, от угрозы, причиняемой жизнью, можно еще одним способом – уничтожить самого себя. | ||
|