Библиотека >> Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии
Скачать 98.41 Кбайт Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии
Он будет подчиняться правилам той группы, членом которой себя считает сам и считают окружающие люди.
Правил много, но упорядочивают жизнь лишь некоторые из них, а именно – ритуалы, обряды, традиции поведения, а особенно – культуральные модели жизненного пути. Эти правила не писаны, но известны всем. Незнание ритуала не освобождает ни от участия в нем, ни от наказания за уклонение. Итак, для начала о ритуалах и сценариях надо знать и надо научиться их выполнять. Существуют два типа сценариев. Первый предназначен для регулирования поведения людей в типичной ситуации. Речь идет о "ситуации-событии", в которой совершается что-то важное для людей, включенных в нее. Свадьба или похороны, день рождения и поминки, празднование Нового года и производственное совещание, научная конференция и парламентское слушание – все эти ситуации разыгрываются по вполне определенным сценариям. Те из них, которые закреплены в традиционной культуре народа, называются обрядами. Система обрядов характерна для так называемых традиционных обществ, в которых система отношений и статус в ней личности людей регулировалась сословной принадлежностью от рождения, а внуки повторяли жизненный путь дедов. Обряды регулярно повторялись, и обязательная повторяемость, воспроизводимость обряда подчеркивала стабильность и неизменность судьбы человека. Обряды сопровождали человека всю жизнь: запреты регулировали поведение беременных женщин; рождение с помощью бабки-повитухи сопровождалось рядом рациональных и магических актов. Первое. купание младенца, пеленание, кормление – все сопровождается обрядовыми действиями. Обряд и ритуал организует "жизнь внешнюю" и совершенно не касается "жизни внутренней". Для ритуала "жизнь внутренняя" просто не существует, в худшем случае ее наличие мешает ровному и гладкому течению дел. Вы можете испытывать горе из-за смерти вашего коллеги, едва сдерживая слезы или рыдания (как получится) на похоронах, можете быть равнодушным или испытывать явное или тайное злорадство – в конечном счете нужно вести себя как подобает; нести венок, со скорбным лицом стоять у края могилы, поднимать стаканы с водкой или бокалы с вином на поминках и утешать родственников. То, что считается социальным лицемерием, не имеет никакого отношения к личностным качествам участников церемонии. Она должна происходить так, как положено. За соблюдением правил следят авторитетные и компетентные лица и органы. Ритуалом является любой общественный праздник: от дневных хождений по улицам до вечерних попоек. "Масленица праздновалась раз в неделю до великого христианского поста... На масленицу незамужние девушки и неженатые парни собирались на гуляние, к ним нередко примыкали молодожены, несли по дороге чучело из соломы, исполняли шутливые пародийные причитания. В эти дни катались на санках, ходили в гости к родственникам, пели масленичные песни", – так описывается масленица в книге "Жизненный путь личности", изданной в 1987 году киевским издательством "Наукова думка" еще под надзором партийной цензуры. Ныне обрядовые действия совершаются на масленицу, на Пасху, в День города, в день инаугурации и т.д., и т.п. Их можно наблюдать непосредственно или по телевидению, равным образом, как до 1991 года наблюдали ноябрьские демонстрации, похороны членов Политбюро ЦК КПСС или комсомольские съезды. В ритуале форма "создает" содержание, жизнь превращается в имитацию жизни. Художественная галерея становится музеем, таким же музеем, как и оперный театр, где в сотый или в тысячный раз дается один и тот же балет середины XIX века для зрителей начала XXI века. Общество держится на этике, законах или на произволе (в том числе – указах), армия – на уставах, семья – на семейных традициях. Благополучные семьи, по мнению социальных психологов, – это те, где существуют семейные традиции и совместно отмечаются праздники. Но любой обряд, ритуал, традиция стремится поглотить и преобразовать в себя живую ткань бытия. Как вместо растений и животных мы находим при раскопках их окаменелости, так по истечении какого-то времени на месте человеческой деятельности и творчества, возникают обряды и ритуалы. Ритуал и обряд это слепок когда-то живого человеческого взаимодействия. Основа любого правила и ритуала – традиция и прошлое. То или иное правило должно соблюдаться лишь потому, что оно соблюдалось раньше, а в перспективе прошлого – всегда и якобы всеми. Другого обоснования у ритуала нет. В отличие от закона, который был разработан группой законотворцев и принят коллективом законодателей, у ритуала и обряда нет автора, но каждый – их адресат. Помимо ситуационных ритуалов существуют и долговременные ритуалы – традиционные сценарии жизни, которые написаны за нас, до нас, но для нас. В отличие от событийных ритуалов, они охватывают порядок и особенности событий во времени: от года до десятилетий и жизни в целом. Их содержание выражено народными поговорками: "Береги честь смолоду, а здоровье под старость", "Гулять смолоду – помирать под старость с голоду", "Жизнь прожить – не поле перейти". | ||
|