Библиотека >> Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии

Скачать 98.41 Кбайт
Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии

Роттеру.

Чрезвычайно интересна вторая основная шкала: "компетентность во времени". Маслоу считал, что самоактуализирующаяся личность живет настоящим, а не будущим и прошлым. Люди, "компетентные во времени", реалистичны в оценке перспектив и легко связывают текущие задачи со стратегическими планами. Они знают, как прошлое относится к настоящему, а настоящее к будущему. Они воспринимают время как непрерывный поток и связывают прошлое, настоящее и будущее, не отделяя своего прошлого от настоящего, а настоящего – от будущего. Они не боятся и не идеализируют будущее, не сожалеют о сделанном и не обижаются на прошлое. "Гляжу в грядущее с боязнью, гляжу в прошедшее с тоской" (М.Лермонтов), – такое мироощущение им не присуще.

"Самоактуализирующуюся личность" правильно было бы назвать (учитывая возраст) "самоактуализовавшейся личностью". Это – "человек действия", который добился успеха в достижении своих личных целей и реализации своих способностей, на пике своей жизненной и профессиональной карьеры. Именно такие личности и привлекли внимание А.Маслоу. Он всего лишь проанализировал 48 биографий выдающихся (с его точки зрения) деятелей западноевропейской цивилизации, разделив их на три группы: "весьма определенных случаев" самоактуализации, "весьма вероятных случаев" и "потенциальных или возможных случаев". В число "весьма определенных случаев" вошли только 12 биографий.

Позже другие исследователи искали корреляции между шкалами "Опросника личной ориентации" и другими показателями. Оказалось, что опросник пригоден для различения нормальных и аномальных (с точки зрения психического здоровья) групп. Показатели по шкалам опросника улучшаются после сеансов психотерапии. Шкалы "ОЛО" высоко коррелируют с академической успеваемостью студентов колледжа, креативностью и автономностью поведения. Это лишний раз подтверждает, что "самоактуализировавшаяся" (именно так!) личность, по Маслоу, успешнее других адаптируется во внешней жизни и достигает в ней позитивных результатов. Именно этот факт входит в радикальное противоречие с нелегкой судьбой, порой – трагической, творцов и новаторов, гениев разных эпох и народов.

Лично у меня при чтении книг Маслоу вместо розового, сахарного портрета "самоактуализирующейся" личности перед глазами встает портрет эгоцентрика и эгоиста, "объективно" и спокойно взирающего на окружающее, безразличного к болям и тревогам этого мира, с младенческой непосредственностью реализующего свою "самость" без оглядки на окружающих и не испытывающего чувства стыда и угрызений совести.

Считая себя элитой и предпочитая равных себе по духу и умонастроению, эти люди весьма снисходительно и по-доброму относятся к другим. Так цивилизатор XIX века относился к "бедным и добрым дикарям". В мире, полном и радости, и трагизма, – а существование человека равным образом счастливо и трагично! – что же это за личность, которая может сохранять простоту поведения, избегать тревоги и депрессии и полностью принимать свою собственную натуру?

И все же я был бы несправедлив по отношению к Маслоу (хотя этот великий психолог ничего не теряет и не приобретает в глазах окружающих из-за моих оценок!), если бы не отметил главное. Тип самоактуализирующейся личности несводим к типу "человека-действия": самоактуализация не есть только целедостижение, но в первую очередь – реализация возможностей "здесь и теперь", в настоящем, а не где-то в будущем. В этом отношении самоактуализация как вариант жизни противоположна "жизни-целедостижению". Все же "человек действия" живет предчувствием будущего успеха, а не ощущением полноты бытия в настоящем. Кроме того, актуализация противоположна и другому варианту жизни, который был определен выше как "жизнь-подготовка".

Эту противоположность отметил сам А.Маслоу:

"Мотивационная жизнь самоактуализирующегося человека не только богаче, она качественно отлична от мотивации среднестатистического человека. Мне кажется, что самоактуализация предполагает принципиально иную психологию мотивации, мне кажется, что говоря о мотивации самоактуализирующейся личности, мы должны говорить не столько о потребностях физиологических уровней, сколько о метамотивах или мотивах роста. Разница между ними столь же фундаментальна как разница между жизнью и подготовкой (курсив А.Маслоу) к жизни" [32].

Но эта мысль, гениальная в своей простоте, осталась у Маслоу нераскрытой. Противоположность "жизни-подготовки" и "жизни-самоактуализации" совершенно очевидна. Сам Маслоу отмечает, что самоактуализирующиеся личности с трудом социализируются, потому что процесс подражания, обучения вести себя "как подобает" противоречит их тенденции поступать в соответствии с уже имеющимся "здесь и теперь" психическим потенциалом. Поэтому они не очень приживаются в учебных и воспитательных учреждениях, где царят жесткая регламентация поведения и муштра. Они – самые плохие курсанты и самые лучшие, активные воины в реальности, а не в учебном бою. Предполагает ли самоактуализация более ранний выход в "самостоятельную жизнь"? Я думаю – нет. Маслоу несомненно прав в том, что искал самоактуализирующихся людей в числе лиц среднего и старшего возраста: они уже жили "подлинной жизнью", а не "жизнью-подготовкой".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54