Библиотека >> Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии
Скачать 98.41 Кбайт Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии
Личности, стремящиеся к достижению, отличаются от других людей особым отношением ко времени.
Гипотетические характеристики "людей действия", которые выбрали для себя "жизнь-целедостижение", полностью совпадают с особенностями личностей "надеющихся на успех": они склонны планировать свои действия на длительные промежутки времени. В отличии от прочих людей они живут долгосрочной временной перспективой. Они переживают время более динамично и активно. Движение времени они рассматривают как целенаправленный и быстрый процесс. Избегающие неудачи, напротив, живут краткосрочной временной перспективой, "сегодняшним днем", воспринимают время как струящийся независимо от человека поток. Претендуя на роль общепсихологической, теория мотивации достижений адекватно описывает поведение лишь одного типа людей – "людей действия". Преобладает ли этот тип среди всех? Да преобладает, но лишь в странах, где жизнь людей строится в соответствии с культурными нормами постиндустриального общества, точнее – западноевропейской и североамериканской версией этого общества. Это прекрасно понимал основатель исследований мотивации достижений – Мак-Клелланд. Он был почитателем работ Макса Вебера. Мотивация достижений рассматривалась Мак-Клелландом как проявление в индивидуальном поведении норм протестантской этики. Макс Вебер проследил связь между духом капитализма и религиозной этикой, в первую очередь – этикой кальвинизма. Оправдание веры деянием, абсолютное предопределение индивидуальной судьбы легли в основу этики мирской жизни христианина. Приверженцы постреформаторских церквей совершили промышленную революцию XVIII века, а их потомки построили здание современного капитализма. Мак-Клелланд разработал индекс мотивации достижений на основе категорий своего опросника и применил его при анализе рассказов, включавшихся в книги для школьников третьих классов на протяжении XIX и XX веков. Оказалось, что показатели этого индекса сильно коррелировали с числом заявок на патенты, приходящихся на миллион жителей страны. Однако предположения Мак-Клелланда о роли протестантской этики в формировании мотивации достижений не получили прямого эмпирического подтверждения. Мак-Клелланд считал, что воспитание детей в семьях протестантов проникнуто значимостью успеха. У детей формируется самостоятельность и личная ответственность за свои действия. У детей развивается мотивация достижений – "надежда на успех". Настойчивость в достижении цели должна приводить к успеху, а мерилом успеха является прибыль. Мотивация достижений по Мак-Клелланду толкает личность в сферу предпринимательства, бизнеса, науки и техники. Мак-Клелланд сравнивал экономическую мощь протестантских и католических стран к 50-м годам XX века. Выявилось очевидное экономическое превосходство протестантских стран. Непрямое сопоставление уровня развития мотивации достижений у протестантов и католиков в США, Германии, Швейцарии не выявило существенных различий между ними. Гораздо существеннее уровень мотивации достижений отличался у представителей высших и низших слоев общества, а также жителей города и деревни. Особенно явно различия в уровне мотивации достижений проявляются у высших и низших классов жителей городов, что нетрудно было бы предугадать. Жизнь как достижение целей сегодня является "модальным" – основным вариантом индивидуального существования людей в так называемом цивилизованном мире. Вырабатывает ли цивилизация другие варианты жизни? Постепенное осознание того, что стремление к успеху ведет не только к техническому прогрессу, но и к возрастанию конкурентности и агрессивности в обществе, автономии людей и независимости их друг от друга, к разрушению равновесных отношений общества и природы, к бессмысленной гонке вооружений, гиперстимуляции потребления и псевдоновизны в производстве – приводит к выработке альтернативных вариантов жизни. Первой неудачной попыткой было движение "детей цветов" – хиппи, которые выработали вариант "жизни-ухода". Но об этом мы будем говорить в другой главе книги. Половина этого мира, эйнштейновского пространства-времени, принадлежит "людям действия". Не приемлющие вариант "жизнь-целедостижение" становятся аутсайдерами и с обочины взирают на несущийся поток "Мерседесов". Если бы среда не препятствовала людям, стремящимся к достижениям, то земля превратилась бы в пустыню, на которой бы громоздились горы трупов и машин. Возможно, среди них бродили бы одичавшие роботы. "Жизнь-целедостижение" не является любимым мной вариантом существования. И я не хочу это скрывать. Суть не в том, что человеку не следует добиваться достижения целей, а в том, что большинство из этих целей иллюзорны. Они являются проявлением человеческого бессознательного. Цели, наиболее отдаленные во времени, – наиболее иррациональны и требуют максимальных сил для достижения. Иллюзия полной контролируемости мира в целом и процесса собственной жизни (а для параноика – и любой чужой) – эта иллюзия принесла много бед и немало принесет еще. | ||
|