Библиотека >> Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии
Скачать 98.41 Кбайт Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии
Сказанное Майерсом о поведении японцев соответствует, на мой взгляд, не конформному поведению, а поведению социально регламентированному, "должному поведению". И все же человек не робот, его нельзя запрограммировать для выполнения "линейного" алгоритма. Тем более в случае, если "жизнь по правилам" он ведет, подчиняясь силе обстоятельств, за пределы которых не может вырваться. Жизнь превращается в обузу, в вечное обязательство не понятно перед кем. И возникает раздвоение жизни или по вертикали или по горизонтали. Разделение по вертикали происходит тогда, когда человек начинает вести двойную жизнь: внутреннюю жизнь для себя и внешнюю жизнь для других. Он чувствует себя разведчиком, засланным неизвестно откуда в чужую враждебную страну, где он должен жить и выполнять обязательства перед людьми. Как писал один известный журналист: при советской власти каждый из нас чувствовал себя немного Штирлицем. Не случайно этот сериал был особенно популярен, а исполнитель главной роли В.Тихонов стал народным любимцем. В отличие от жизни Штирлица наша "внутренняя жизнь" ("вторая жизнь") никому не нужна; нет той страны и той разведки, куда мы могли бы посылать донесения. Остается лишь жить будущим и надеяться на другую, лучшую долю. Отсюда прямой путь в мир грез и фантазий, в "жизнь-сон". Классическим способом ухода являлось русское пьянство. Другой вариант – горизонтальное расщепление жизни. Человек может вступить на путь тайной внешней жизни: примерный семьянин заводит любовницу, а чаще – вторую семью (он же привык "жить по правилам"!); исполнительный и ответственный чиновник становится членом сомнительного клуба, а крупный бизнесмен по примеру Саввы Морозова начинает давать деньги террористической организации. Наиболее безобидный вариант организации "параллельной жизни" – это хобби. Дачники разводят гладиолусы и тюльпаны, в крайнем случае выращивают огурцы и помидоры, не для продажи и не для еды, а для души. Рыбалка и охота захватывают весь, так называемый, досуг, который распространяется и на рабочее время. Байдарочники и альпинисты, бегуны трусцой и байкеры – люди, для которых хобби является отдушиной, способом вырваться из тисков правил. Но здесь мы вторгаемся в пределы другого варианта жизни – "жизни-времяпрепровождения". За время развития цивилизации люди создали немало возможностей для того, чтобы у каждого желающего была возможность реализовать вариант "жизни по правилам". Ярким образцом этого является армейская служба. Вопреки обыденному представлению о том, что ее выбирают в основном активные, решительные, уверенные в себе молодые люди, армейскую службу предпочитают эмоционально чувствительные, с неустойчивой самооценкой, стремящиеся к подчинению, конформные личности. Армия – структура, где должен править устав и приказ командира (я не беру в расчет армию в период распада государства, когда она вырождается либо в совокупность уголовных банд, либо в скопище бомжей). Армия жива порядком и строгим подчинение нижестоящего вышестоящему. Дисциплина определяет должные способы поведения каждого по отношению к каждому. Для получения очередного звания или должности не надо прилагать сверхусилия. В армии существует понятие "выслуга лет" – представление к очередному званию является функцией от времени. Разумеется, можно достичь особых успехов в глазах начальства, но в этом есть риск: сослуживцы могут "подставить" выскочку, да и вообще – инициатива наказуема. Действует железное правило: "не надо, как лучше, – надо, как положено". Социальная защищенность, высокий статус военнослужащего (в нормальном, еще раз подчеркну, государстве), отсутствие материальных проблем, системы льгот и привилегий, наград и т.д. – все это создает весьма благоприятную среду для "выполнения долга" и отсутствия какой бы то ни было инициативы и активности. Как правило, в армии не надо совершать стратегический жизненный выбор, ибо жизнь офицера принадлежит государству, и живет он от приказа до приказа. Начальство решает, где ему служить и в каких условиях, чем заниматься. Выбор, разумеется, есть, но он минимален. Зависимость социального продвижения от времени, а психологического комфорта от соблюдения внешних требований, проявляется в системе льгот при несении службы в районах Крайнего Севера ("год за два") и в системе коэффициентов – прибавок к зарплате. Если военнослужащий не стремится сделать карьеру, то он может раньше уйти на пенсию, наступление которой также является функцией времени и места службы. Знаменитая армейская поговорка: "Солдат спит – служба идет" лучше всего характеризует процесс "жизни-ритуала". Парадокс в том, что армия призвана не только жить по правилам, а воевать. Меньше всего должны быть заинтересованы в войне сами военнослужащие. Война сулит славу и героическую смерть в обмен на регламентированную жизнь без забот. На войне надо принимать волевые и рациональные решения, идти на риски, при которых шансы уцелеть порой ничтожны. Нужно брать на себя ответственность за других и порой (что главное!) действовать исходя из обстоятельств, а не по инструкции. | ||
|