Библиотека >> Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии
Скачать 98.41 Кбайт Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии
Предоставлю слово профессору, доктору юридических наук Юрию Мироновичу Антоняну: "Особенно распространенным явлением стало бесчеловечное отношение к детям-сиротам в детских домах и интернатах. В качестве наказания их лишают пиши, стригут наголо, обливают холодной водой, избивают. Прокуратура СССР сообщала о таких вопиющих фактах: во вспомогательной школе-интернате г. Атарска больных детей в порядке наказания помещали в изолированную комнату без дневного освещения, вентиляции, отопления, мебели, где они содержались от нескольких часов до трех недель. Без каких-либо медицинских показаний в целях усмирения делали детям болезненные уколы магнезии. В одном интернате г. Москвы создали карцер, куда в течение восьми лет помещали на несколько суток провинившихся ребят. В интернате Горьковской области выгоняли семиклассников в двадцатиградусный мороз босиком на улицу, заставляли ходить по снегу и стеклу. В спецшколе-интернате г. Ленинграда воспитатели систематически истязали воспитанников с умственной отсталостью. Один из воспитателей за баловство и ослушание душил детей, таскал их за волосы, лишал пищи, на несколько часов ставил босыми в ведро с холодной водой. В другой ленинградской школе-интернате воспитатели жестоко избивали учеников, совершали с ними акты мужеложества, развратные действия, закрывали в обнаженном виде в кладовых на несколько суток без пищи... В московской спецшколе заставляли ходить на корточках по кругу, поднимали среди ночи и тут же давали отбой, а за невыполнение приказов применяли физическое насилие. В иркутской спецшколе детям принудительно, без назначения врача делали инъекции лекарств..." [48] В таких условиях может сформироваться только глобальный страх перед жизнью и даже ненависть к ней, так как живое существо – человек – главный источник боли и страданий для другого человека. Этот страх не следует путать с "базальной" экзистенциальной тревогой. Тревога не определена, источник угрозы не ясен. Здесь же нет места неопределенности: жизнь есть зло, а любой человек – злодей и враг. "Жестокий век, жестокие сердца!" – восклицает Герцог в пушкинском "Скупом рыцаре". А какой век не жесток? Век XX, а теперь уже и XXI гонятся по следу убегающего от времени человека. "Мне на плечи бросается век-волкодав", – это уже Осип Мандельштам. Имя этому веку – террор. Однако вернемся к повседневной жизни, к нашему сегодня. О нем известно меньше всего, а о недавнем прошлом, которое прорастает в сегодняшний день своими ростками и метастазами, – известно несколько больше, поскольку большинство из ныне живущих – его свидетели и участники. Юноши и девушки, едва окончившие (или еще не окончившие) школу, те, которым по 17-18 лет, какие дары и угрозы приготовил для вас мир? Девушек ждет любовь, замужество, учеба в вузе, работа, рождение и воспитание детей. И вполне вероятно, что первым сексуальным опытом будет изнасилование, а семейная жизнь обернется пьяными драками и разводом. Юношей ждут любовь, работа, учеба в вузе, женитьба, воспитание детей, забота о родителях и другие житейские заботы и радости. Но в первую очередь их ждут в свои ряды российские Вооруженные силы. Я не думаю, что к моменту выхода этой книги положение в них кардинально изменится. Чтобы не "дискредитировать" армию, переживающую не лучшие времена и не оскорблять чувства солдат и офицеров, сражающихся в Чечне (в рядах этой армии), тем более – родных и близких погибших в боях, я буду обращаться к материалам из жизни советской армии 70-х – 80-х годов. Вершина армейской иерархии недоступна нашим взорам – взорам "рядовых" ученых, писателей, журналистов. Интересующихся отсылаю к замечательной книге В.Е.Пухова "Защитники". Не действующая армия в нормальной стране ведет "жизнь по правилам", т.е. по уставу. Рутина, ритуал, чинопочитание и карьера совмещаются с боевой подготовкой к возможной войне: "Армия готовится к прошедшей, проигранной войне". В разлагающемся общественном организме армия становится концентратом, квинтэссенцией всех пороков и бед общества. Она превращается в страшную карикатуру на армию и жизнь страны в целом. Главное – "жизнь по правилам" превращается в армии в "жизнь против жизни", войну всех против всех. И армия становится тем местом, где молодой человек с неустоявшимся характером может получить психическую травму. В социологической литературе правила жизни солдат срочной службы называют "неуставными отношениями", "дедовщиной", "казарменным хулиганством". По своей сути это система террора, подавления живой человеческой личности, механизм превращения личности во врага любого человека, который покажется ему врагом. Издевательства над солдатами офицеры пытаются прикрыть рассуждениями о том, что солдат должен всегда быть на взводе, быть агрессивным, а в бою не рассуждая выполнять приказ, идти на верную смерть. Но победа в бою достается не тому, кто погиб, а тому, кто, уничтожив противника, сам остался живым и невредимым. Современную войну не выиграть, завалив врага трупами. Да и зачем убивать человека еще до реального боя, до наступления войны, умертвляя его душу и калеча его физически? Армия, брошенная государством и обществом, предоставленная сама себе, обращает агрессию на себя и занимается самопоеданием. | ||
|