Библиотека >> Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии
Скачать 98.41 Кбайт Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии
Необходимость структурирования времени мы объясняем тремя видами влечений или побуждений. Первый – это стимулирование или жажда ощущений. Второй – это жажда признания, стремления к особого рода ощущениям, которые может дать другой человек. Третий – это жажда структурированности. Люди, умеющие постоянно структурировать время, – самые дефицитные и высокооплачиваемые специалисты в любом обществе" [43]. И далее: "Различные формы социального действия... способствуют структурированию времени, помогают избежать скуки, а также дают возможность извлечь максимально возможное удовлетворение из каждой ситуации. Большинство людей, кроме того, подсознательно имеет свой жизненный план, или сценарий, согласно которому они структурируют более длительные периоды времени – месяцы, годы или даже всю жизнь, заполняя время ритуальной деятельностью, времяпрепровождением, развлечениями, играми" [44]. Специфичное понимание игры Берном затрудняет использование термина "игра" при анализе человеческой жизни: постоянно ассоциации "цепляются" за содержание этой весьма узкой трактовки. Игра – всегда имитация, "модель" жизни. У нее есть правила и прогнозируемый результат. Содержание правил и награда за достижение результата, а также сумма проигрыша заранее известны всем участникам игры. "Игра – обман", а именно о ней говорит Берн, является скорее исключением из правил. Напротив, всякое жульничество преследуется участниками игры либо специально назначенными судьями, жюри и т.д. Игра может быть не только вариантом групповой активности, но индивидуальной: решение головоломок, кроссвордов, компьютерных задач (типа игры "Тетрис"). Игра – всегда упрощенная модель жизни, с ясными способами поведения и "открытостью" процесса. Любые закулисные, "скрытые" действия разрушают игру: бессмысленно решать головоломку, сломав ее и собрав не по правилам, отгадывать кроссворд или ребус, заглядывая в ответ. Игра может быть использована как средство обмана и получения выгоды. Игра может быть профессиональной сферой деятельности, пример: спортивные игры. Использование игры как способа "убить время", приема "времяпрепровождения" – одна из многих возможностей, хотя и неединственная. Вопреки Берну, следует считать времяпрепровождения способом использования игры, но к игре времяпрепровождение отнюдь не сводится. Игра, в смысле Берна, – шулерство, обман, но не взаимодействие по правилам. Можно, разумеется, интерпретировать содержание понятия игры как обмана или ложной имитации, но слишком далеко такое понимание от привычного и общепринятого. Времяпрепровождение – это не способ взаимодействия людей ("трансакция"), а способ существования человека, стремящегося преодолеть скуку и однообразие текущей повседневной жизни, которую надо заполнять хоть чем-нибудь. В ежедневном поединке со временем и его кажущейся бесконечностью человек все равно в проигрыше: каждый раз он должен придумывать для себя новое развлечение. "Жизнь-ритуал" организует время за человека: о его настоящем, и будущем подумали те, кто жил в прошлом. "Жизнь-целедостижение" не дает человеку задуматься о смысле существования в постоянной гонке за ускользающим конечным успехом. "Жизнь-творчество" и "жизнь-уход" не связаны с "внешней жизнью" вообще или связаны эпизодически. Человек, проводящий время, живет во внешней жизни. Он заполняет внешними впечатлениями свой внутренний мир, ибо лишен воображения и стремления воплотить его плоды в слово или в предмет. Итак, постараемся реконструировать структуры "жизни-времяпрепровождения": человек предоставлен сам себе, его не гнетут заботы, долг и ответственность, необходимость в поте лица добывать хлеб насущный. Позади, в прошлом вереница однообразных дней и лет, настоящее столь же похоже на прошлое, как и на будущее. Время ощущается как бесконечное настоящее, не заполненное ни действием, ни мыслью, ни случайными событиями. Основное переживание – скука. Человек существует во внешней жизни, которую надо организовать, структурировать время, чтобы заполнить событиями память и пережить, "потратить" настоящее, забыть о наступающем будущем: "День прошел – и слава Богу!" Структурировать время можно двумя путями: пуститься в активный поиск наслаждений, развлечений, приключений и т.д., или же отдать свою судьбу в руки "организаторов времени", которые, согласно Берну, особо ценятся в современном мире. "Организаторы времени" обеспечат человека множеством вариантов времяпрепровождения, чтобы он забыл о несуществующем смысле жизни и заполнил настоящее событиями, а прошлое – воспоминаниями. Фотографии, видеофильмы остаются и возбуждают приятные ощущения и эмоции. Отсутствие желаний компенсируется новизной и остротой ощущений. Как писал Блез Паскаль: "Людям не наскучивает каждый день есть и спать, потому что желание есть и спать каждый день возобновляется, а не будь этого, без сомнения, наскучило бы" [45]. Апатико-абулический синдром, присущий многим людям, связанный с отсутствием желаний и воли к действию, происходит от образа жизни: когда нет реальных проблем, творческих устремлений и повседневных забот, жизнь кажется бесконечным однообразным потоком. | ||
|