Библиотека >> Творческое воображение воображения
Скачать 27.85 Кбайт Творческое воображение воображения
е. какова его природа?
И здесь проглядывают три варианта ответов: а) видимая природа (чувства, изображения, представления), b) личная природа (олицетворение, субъект, личность), с) умственная природа (в уме, в абстракции, в мыслях). Эти определенности нельзя забывать. В противном случае можно опустить гений Канта ниже обычного словоупотребления. С точки зрения к-слову-дополнительности я и буду рассматривать понятие воображения у Канта – в основном по «Критике чистого разума» [8]. 2. Понятие «воображения» у И. Канта Сразу бросается в глаза, что Кант постоянно характеризует воображение как одну из «способностей» [8]1 человеческого сознания, при этом сохраняя один из основных языковых смыслов – «вселение в образ»: «...Воображение должно сводить многообразное [содержание] созерцания в один образ...» [8, с.511]. Но дальнейший анализ показывает, что Кант вскрывает такие характеристики этой способности, заметить которые обычный язык, будь он даже великорусский, не способен. Вот эти характеристики в аспекте воображения-как. 1) Априорность. «…Воображение есть способность a priori определять чувственность…» [8, с.110]. 2) Трансцендентальность. Воображение имеет «трансцендентальную функцию» [8, с.513], которая лежит в его основе как некое условие. «Это первоначальное и трансцендентальное условие есть не что иное, как трансцендентальная апперцепция» [8, с.504]. 3) Спонтанность. «…Способность самостоятельно производить представления, т.е. спонтанность…» [7, с.70]. «…Мы должны… отличать простую восприимчивость внешнего созерцания от спонтанности, характеризующей всякое воображение» [8, с.176, сноска]. Спонтанность – это субстанциальная самостоятельность и естественная самодеятельность воображения. 4) Синтетичность. «Синтез многообразного», пожалуй, одна из главнейших характеристик воображения. «Под синтезом… я разумею присоединение различных представлений друг к другу и понимание их многообразия в едином акте познания» [8, с.85]. При этом «…синтез созерцаний сообразно категориям должен быть трансцендентальным синтезом способности воображения…» [8, с.110]. 5) Ассоциативность. Ассоциативность (связывание) близка к синтезу, но всё же эти понятия следует развести, поскольку синтез у Канта более примыкает к трансцендентальному, а ассоциативное связывание, скорее, к эмпирическому и рассудочному сознанию. «...Связывание не есть дело одного лишь чувства и созерцания...» [8, с.153]. «...Воспроизведение представлений должно подчиняться правилу, согласно которому представление вступает в связь в воображении скорее с одним, чем с другим представлением. Это субъективное и эмпирическое основание воспроизведения согласно правилам называется ассоциацией представлений» [8, с.511]. 6) Продуктивность. «Поскольку способность воображения есть спонтанность, я называю её иногда также продуктивной способностью и тем самым отличаю её от репродуктивной способности воображения, синтез которой подчинен только эмпирическим законам, а именно законам ассоциации, вследствие чего оно нисколько не способствует объяснению возможности априорных знаний…» [8, с.110-111]. #) Ноэматичность. Этой характеристики у Канта нет, но я вынужден её добавить, иначе теория воображения не получает логической законченности. Поскольку воображение есть вселение (Даль) или сведение (Кант) в образ, постольку такое свершение осуществляется человеком либо осознанно, либо нет. В части характеристик (1-3): априорности, трансцендентальности и спонтанности, оно осуществляется только неосознанно, в части же характеристик (4-6): синтеза, ассоциативности и продуктивности, оно происходит осознанно, хотя пределы осознания весьма подвижны. За нижними пределами – отскок в неосознанность трансцендентальной спонтанности, за верхними – перескок в мыслительное воображение, которым человек способен пользоваться исключительно целеположенно. «Исключительно», однако, не означает, что мыслительное воображение возникает потому, что кто-то так захотел – дай, думает, сделаю, чтобы априорное воображение могло бы само себя воображать и мыслить. Нет, и в имманентных глубинах мыслительного воображения заложена характеристика спонтанности. И тем не менее невозможно пользоваться продуктами мыслительного воображения, не зная, чту оно есть, и тем более не зная, чту оно есть в качестве своей творческой модификации. Знание воображения детерминирует ноэзис, элементом которого как раз и выступает воображение. У кошки моей, Мурки, нет воображения. Она не знает, что такое образ, что такое олицетворение, что такое ум, мысль, априорность, трансценденция, синтез и правила ассоциации. Все эти ноэматические данности не могут существовать без ноэзиса, в котором они разворачиваются и синтетически объединяются, создавая предпосылки и апперцепциальное поле для мыслетворчества. 3. Предикации «воображения» «творчеством» Творчеством я занимаюсь тридцать лет. И столько же – размышлениями о том, что есть творчество. | ||
|