Библиотека >> Творческое воображение воображения
Скачать 27.85 Кбайт Творческое воображение воображения
А может получиться и нечто неожиданное, то, что в tecnhm'е даже и не предполагалось. Как, например, при изобретательстве. Однако здесь не следует преувеличивать долю неожиданности – неожидан новый эйдос, но tecnhma, его предопределившая, имела строгие предпосылки к его появлению на свет.
Возможен, впрочем, и другой вариант, когда имеется tecnhma, но она в принципе не может реализоваться. Например, я захотел бы сделать из мухи слона. И как бы я ни воздействовал на муху, соблазненный слоновой paradeigm'ой, все равно эйдос мухи в эйдос слона мне не превратить. В большинстве случаев деятельность tecnh осуществляется в сочетании своих целеполагаемого и непредвиденного моментов. Она опирается на некий первообразец, но в результате может получиться и нечто иное. Если оно вписывается в первообразец, то происходит коррекция воображения, если нет, то вся деятельность лишается атрибута новопроизводящей. В последнем смысле показательно отличие мифа от современной идеологии – атавизма мифотворчества. Идеология – для тех групп людей, которые сознательно используют мифологическую технологию, является средством достижения социально-политических целей, а для других групп людей, подпадающих под её влияние, является мифологическим дурманом, поскольку искусственно давит, принижает, изживает и устраняет воображающую мысль. Миф ничего и никого не давит. Напротив, он расширяет естественную эйдетику до естественной парадигмики. Если при этом удается достичь естественной символической техники, то это большой плюс в копилку мифа. Идеология же подавляет естественные paradeigm'ы, заменяя их искусственными tecnhm'ами, да так, что даже подрывает основы естественной эйдетики. А последнее для мифического творчества уже противоестественно. Таким образом, социально-сознательное деятельностное творчество, если оно и есть, то лежит где-то посередине между естественно-сознательным и противоестественно-технологическим созиданием – в воображаемой tecnhm'е. Выход за пределы или изменение освоенной tecnhm'ы есть новое. А передающееся из поколения в поколение мастерство продуцирования и воплощения такого нового может быть аппроксимировано через «творчество». е) Искусство – идея. Существует особая разновидность tecnh, или деятельность по созданию эйдосов, paradeigm' и tecnhm' помимо натурального и материально-социального мира. Эта деятельность называется искусством, а эйдосы, paradeigm'ы и tecnhm'ы искусства называются идеями (три термина для характеристики схем искусства излишни: их роли играют идеи). Допустим, к примеру, я создаю образ Венеры Милосской, беру кусок мрамора и воплощаю его в скульптуре. В данном случае эйдосы мрамора не имеют совершенно никакого отношения к Венере (материалом может быть глина, дерево и т.п.) Это не эйдос бесформенной глыбы трансформируется в образ скульптурного ваяния. Это моя субъективная, личностная paradeigma получает материализованное, объективированное, техническое подкрепление5. Ряд новостановления идет не по линии «мрамор ® скульптура», а по линии «эйдос воображения ® paradeigma воображаемогопроизведения ® tecnhma воплощаемого воображения». Первый переход – «воображенная идея ® идея воображаемогопроизведения» – чаще всего и называется в искусстве творчеством. Второй переход – «идея воображаемогопроизведения ® идея воплощаемого воображения» – чаще всего называется сотворчеством. Если творчество – это эманация, созидание идей, то сотворчество – это претворение, воплощение идей в соответствующую им, сопровождающую их материализованную форму – соформу, а именно: в мрамор, в глину, в звуки, в краски и т.п. Почему необходимо сотворчество? Потому, что как в tecnh трудно родить paradeigm'у, которая однозначно перенеслась бы на становление объекта, так и в искусстве – трудно родить идею исключительно в идеальном мире, не воплощая, не экспериментируя, не претворяя, не апробируя её в материале. Творчество и сотворчество – две процедуры, взаимно друг друга опосредующие и друг другу помогающие. Сотворчество способствует воображению, творению, проявлению идеи; творчество способствует воплощению и сотворению произведения искусства. Искусство накладывает дополнительный отпечаток на понятие нового. Идеи принадлежат к идеальному миру вечных сущностей и потому не имеют модификаций в отдельных личностях. Идея яблока остаётся такой же и у меня, и у любого другого человека, несмотря на чувственные индивидуации, переживания, представления и воображения, за этим яблоком скрывающиеся. Она и в пределах моего Я остается той же самой – и сейчас, и была много лет назад, и, по всей вероятности, будет такой же сколь угодно долго. Трудно понять, как она может стать новой. Дерево может измениться, породив новый пень, но идея пня не будет новой. И только если дерево изменится таким образом, что породит нечто, которого раньше не было (идея чего ещё не зафиксирована), только тогда можно говорить о новом. В мире искусства для понятия «нового» эта характеристика – «чего раньше не было» – является определяющей. | ||
|