Библиотека >> Творческое воображение воображения
Скачать 27.85 Кбайт Творческое воображение воображения
Б.] того, что душа улавливает это вечное изменение или возникновение нового, и установил законодатель имя «меноловление»” [15].
Таким образом, в мышлении понятие «нового» отождествляется, с одной стороны, с ноэмой как сверх-эйдосом, мета-эйдосом парадигмального мышления, с другой стороны – с самими мышлением как с символом ноэмы. Налицо важнейший результат: творчество в мышлении есть прорыв из виртуального символа ноэмы к возникновению реальной ноэмы. S) Итак, я выделил шесть определенностей понятия «нового» в шести соответствующих метафизических сферах мироздания. Вместе с этим вскрылись и шесть разновидностей творчества, а следовательно, и такое же количество определенностей творческого воображения, и в частности воображения-что, в отличие от двух у Даля (чувственные и отвлеченные предметы) и двух у Канта (эмпирические продукты-образы и априорные продукты-схемы). Мне ни в коей мере не хотелось бы этим цифровым сравнением принижать значение теории Канта. Больше того, я думаю, что понятие «схемы», которым пользуется Кант, настолько универсально, что попросту аналитически охватывает вскрытые мной определенности. Я просто взял схему понятия «нового» и развернул её в схему новых модифакаций самого кантовского понятия «схемы». Вот эти модусы понятия «schma»: 1) эйдос – схема в природно-предметном творческом воображении, 2) paradeigma – схема в мифологическом творческом воображении, 3) tecnhma.– схема в предметно-социальном творческом воображении, 4) идея – схема в художественном творческом воображении, 5) парадигма – схема в культурном творческом воображении, 6) ноэма – схема в мыслительном творческом воображении. Я не думаю, что эта схематическая диалектика до меня не угадывалась. В какой-то мере она светится в учении Лосева [13]. Вот подтверждающая интерпретация его идей Л.А. Гоготишвили с моими интерпретациями в фигурных скобках: «…Сущность явлена в эйдосе {1}, эйдос – в мифе {2}, миф – в символе {3}, символ – в личности {4}, а личность – {в культуре {5}, культура –} в энергии сущности {6}» [13, с.633]. Ноэма – это энергия сущности, возвращающаяся обратно в природу по виду – простым эйдосом, а по форме – символом ноэмы. Цикл замыкается, творческое воображение исчерпывает свою схему. IV. Символистическая теория творчества (элементы ноэматической эстетики) 1. Эманоловление Я обещал говорить о творчестве тридцать лет. Но, к сожалению, у меня большего, чем несколько страниц, места к тому нет. Остается выделить главное. А главное, к чему я подошел в моей эстетической практике, это символотворчество. В эстетической теории я придерживаюсь парадигмы русского символизма [в частности: 1; 6] и развиваю его идеи приложением к нему ноэматического идеализма. Основное завоевание символизма – это выделение особой формы воображения, а именно: символа. Символ обладает почти всеми атрибутами воображения: трансцендентальностью, спонтанностью, синтетичностью (sumbolon – от гр. sumballw соединять), ассоциативностью, продуктивностью, ноэматичностью, за исключением одного – априорности. Символ дается только и исключительно в опыте творческого созидания и до этого, без этого и вне этого дан быть не может. Без опыта символ не символ есть. “…В символе «идея» привносит новое в «образ», и «образ» привносит новое, небывалое в «идею»…” [13, с.427]. Символ – настолько существенная особенность творчества, что воображение в этом аспекте может быть названо «восимболированием». Я бы сказал четче: творчество в целом представляет двуединый процесс восимболирования, складывающийся из эманации и становления. Под эманацией я понимаю единую процессуальность первых трех атрибутов символа: трансцендентальную спонтанность синтезирования (хотя, понятно, интенции этого термина гораздо глубже и лежат в многовековой традиции неоплатонической эстетики). Под становлением я понимаю единую процессуальность трех следующих атрибутов символа: ноэматически ассоциативное продуцирование. Становление и эманация – противонаправленные движения. Становление – это вы-ставание нечто из самого себя в силу только тождества с собой. Эманация – это выставание из абсолютного вне нечто и поперек становления, потому что из эманационной энергии вырастает вдохновляющее наитие и оттуда же черпает мощь творческое воображение. Однако вся хитрость в том, что, возникнув так, супротив становления, эманационное творчество таковым не закрепляется, а, наоборот, вписывается в становление, либо изменяя характер его течения, либо собственные свои продукты-творения делая вовсе частями, элементами становящегося нечто. Творчество – это эманация, встраиваемая субъектом в становление, или становление, уподобляющееся эманации. Творчество – это станоэманация или эманостановление. Лучше говорить, творчество– это эманоловление (в созвучии с платоновским «меноловлением»). | ||
|