Библиотека >> Творческое воображение воображения
Творческое воображение воображения
С.А. Борчиков
Творческое воображение воображения (Озёрский технологический институт МИФИ) Содержание I. Предисловие. Трансцендентальный и ноэматический идеализм. II. Понятия «воображение» и «творческое воображение». 1. Понятие «воображения» по В.И. Далю. 2. Понятие «воображения» у И. Канта. 3. Предикация «воображения» «творчеством». III. Схема понятий «новое» и «схема»(элементы ноэматической метафизики). 1. Природа – эйдос. 2. Миф – paradeigma. 3. Tecnh – tecnhma. 4. Искусство – идея. 5. Культура – парадигма. 6. Мышление – ноэма. IV. Символистическая теория творчества (элементы ноэматической эстетики). 1. Эманоловление. 2. Символ ноэмы. 3. Творческое уподобление. V. Ноэма «воображение воображения»(элементы ноэматической гносеологии). 1. Ноэматическая апперцепция. 2. Гносеологические функции воображения. Воображение и знание. 3. Дередукция воображения. VI. Итоги. Ноэматическое развитие идей Канта. I. Предисловие. Трансцендентальный и ноэматический идеализм Иммануил Кант – от этого имени у каждого любителя Софии перехватывает дыхание. Во всяком случае я, когда открываю томик трудов Канта, испытываю ощущение, будто прохожу мимо дома, в котором родился. Кант вошел в мировую философию как основатель грандиозного феномена, имя которому «трансцендентальный идеализм». Рассматривать воображение в отрыве от этого феномена – всё равно что разглядывать гайку, свинченную с автомобиля, не ведая о самом автомобиле. Исследуя воображение, необходимо всегда держать под рукой трансцендентальные интенции кантовского учения. Однако будет плохой услугой Канту, если просто копировать его мысли. К тому же хорошо известно, что даже механический пересказ историко-философской предметности – уже интерпретация, зависящая от эталона интерпретации, к которому причастен интерпретирующий. Что касается темы воображения, то таких эталонов в общем случае я вижу два: 1) материалистически-психологический – относящийся к воображению как к определенному комбинированию с первичными чувственными данностями (ощущениями, восприятиями, представлениями и т.п.) и 2) идеалистически-антипсихологический – относящийся к воображению как к самостоятельной форме сознания, задействованной не только и не столько на чувственные формы, сколько на высшие – духовно-интеллектуальные – способности человека. Частной формой второго является тот эталон интерпретации, в русле которого поведу разговор я. Я называю его «ноэматическим идеализмом». Ноэматический идеализм своим далёким предком имеет кантовский идеализм, а среди своих приложений – ноэматическую метафизику, ноэматическую эстетику и ноэматическую гносеологию, из которых я буду черпать мои теоретические положения. Особо выделю ноэматическую эстетику, которая отличается от трансцендентальной эстетики Канта тем, что её в первую очередь интересуют не априорные чувственные формы, а гносеологические предпосылки и проблемы творчества. Пару слов за неимением бьльших возможностей о термине «ноэматический». Ноэматический – значит имеющий в своем основании ноэму. Под ноэмой я подразумеваю мысль, мыслящую самоё себя. Ноэма – это корпускула; ноэзис – это процесс, в который разворачиваются ноэмы. «Ноэзису» соответствует прилагательное «ноэтический». О ноэме и ноэзисе под разными углами зрения писали А.Ф. Лосев [14] и Э. Гуссерль [4]. Поскольку воображение – это одна из способностей сознания, постольку сознание, обращающееся к нему, представляет сознание, мыслящее себя, т.е. ноэтически воображающее себя таким, каким ему представляется истина воображения. Самомыслительность при этом налицо, и ноэматическая методология оправдана. II. Понятия «воображение» и «творческое воображение» 1. Понятие «воображения» по В.И. Далю Начну я, как ни странно, с живого великорусского языка, чтобы впредь не упрощать проблему. Вот что сказано в словаре Даля по поводу воображения: «ВООБРАЖАТЬ, вообразитьчто… давать вид, образ, вселять в видимый образ, олицетворять, представлять в образе… представлять себе мысленно, изображать умственно; думать, полагать, мнить… Воображенiе… способность изображать в уме чувственные и отвлеченные предметы; возможность сочетания и мысленного живописания умственных картин» [5]. Уже даже из этого нефилософского определения можно вычленить три философских аспекта понятия воображения. 1) Воображение-как – воображение как способность и, конкретно, как способность давать образ, вселять в образ, олицетворять. 2) Воображение-что – воображение, которое требует дополнения «что»: что принимает вид, вселяется в образ, олицетворяется? Ответ: а) чувственные предметы, b) отвлеченные предметы. 3) Воображение-где – воображение, которое требует пояснения, во что вселяется или в чем находится образ, т. | ||
|