Библиотека >> Рождение трагедии.
Скачать 114.64 Кбайт Рождение трагедии.
Ещё никогда, начиная со времен Аристотеля,
не было дано такого объяснения трагического действия, исходя из которого
можно было бы заключить о художественных состояниях и эстетической деятельности
слушателя. Порой предполагается, что сострадание и страх приводятся к
облегчающему душу разряжению строгой значительностью изображаемых событий;
иногда же имеются в виду чувства подъёма и воодушевления, в смысле некоторого
нравственного миропонимания, вызываемые в нас победою добрых и благородных
принципов и принесением в жертву героя; и насколько я убеждён, что для
весьма многих людей именно в этом, и только в этом, заключается всё действие,
производимое на них трагедией, настолько же ясно следует из сказанного,
что все подобные люди, вкупе с их эстетиками-истолкователями, ровно ничего
не поняли в трагедии как высшем искусстве. Упомянутое патологическое
разряжение, катарсис Аристотеля, о котором филологи ещё не знают толком,
следует ли его причислить к медицинским или к моральным феноменам, напоминает
мне одну замечательную догадку Гёте. «Без живого патологического интереса,
— говорит он, — и мне никогда не удавалось обработать какое-либо трагическое
положение, почему я охотнее избегал, чем отыскивал его. Не было ли, пожалуй,
одним из преимуществ древних, что и высший пафос был у них лишь эстетической
игрой, между тем как мы принуждены пускать в ход естественность, верность
природе, чтобы создать нечто подобное?» На этот последний столь глубокомысленный
вопрос мы вправе ответить теперь, основываясь на наших дивных опытах,
утвердительно, после того как нам именно на музыкальной трагедии с изумлением
пришлось испытать, как высший пафос всё же может быть лишь эстетической
игрой, почему мы и считаем себя вправе полагать, что лишь теперь первофеномен
трагизма описан с некоторым успехом. Кто и теперь ещё умеет толковать
только об упомянутых выше подсобных воздействиях из внеэстетических сфер
и не чувствует себя подъятым выше патолого-морального процесса, — тому
остаётся только махнуть рукой на свою эстетическую природу; причём мы
можем рекомендовать ему в качестве невинного суррогата интерпретацию Шекспира,
на манер Гервинуса, и прилежное выискивание «поэтической справедливости».
Таким образом с возрождением трагедии возродился и эстетический слушатель, на месте которого до сих пор сидело в театральных залах некоторое достопримечательное Quidproquo, с полуморальными, полуучёными претензиями, — «критик». В занимаемой им до сих пор сфере всё было искусственно и лишь закрашено некоторой видимостью жизни. Сценический художник на самом деле не знал уже больше, что ему делать с таким слушателем, прикидывающимся критиком, и, вместе с вдохновляющим его драматургом или оперным композитором, тревожно разыскивал какие-либо остатки жизни в этом претенциозно пустом и не способном к наслаждению существе. А подобные «критики» составляли до сих пор публику; студент, школьник, даже безвреднейшее существо женского пола — все уже были против своей воли подготовлены воспитанием и периодической прессой к подобному восприятию художественного произведения. Более благородные натуры среди художников рассчитывали при такой публике на возбуждение морально-религиозных сил, и обращение к «нравственному миропорядку» являлось, как нечто замещающее, там, где собственно могучие чары искусства должны были бы привести в восторг подлинного слушателя. А то ещё бывало, что драматург излагал слушателям какую-либо величественную или по меньшей мере способную возбудить их современную политическую и социальную тенденцию, так что они могли отвлечься от своего критического истощения и предаться аффектам вроде тех, которые они испытывали в патриотические и воинственные минуты, или перед ораторской трибуной парламента, или при осуждении преступления и порока; каковое отчуждение от подлинных целей искусства, как тут, так и там, должно было привести к прямому культу тенденции. Но здесь наступило то, что всегда наступало при всяких искусственных искусствах, — стремительно быстрая порча названных тенденций, так что, например, тенденция пользоваться театром как учреждением для морального воспитания народа, которая во времена Шиллера ещё имела серьёзный смысл, теперь причисляется к курьёзным остаткам старины и уже пережитой ступени образования. С той минуты, как критик начал властвовать в театре и концерте, журналист в школе, пресса в обществе, — искусство выродилось в предмет забавы низшего сорта, и эстетическая критика стала служить связующим средством для тщеславного, рассеянного, себялюбивого, да к тому же ещё и бедного оригинальностью общества, внутренний смысл которого раскрывает нам шопенгауэровская притча о дикобразах; так что никогда ещё столько не болтали об искусстве и в то же время так низко не ценили его. | ||
|