Библиотека >> Рождение трагедии.
Скачать 114.64 Кбайт Рождение трагедии.
Ибо предполагалось,
что слова настолько же благороднее сопровождающей их гармонической системы,
насколько душа благороднее тела. Отправляясь от этой дилетантской, немузыкальной
грубости взглядов, трактовали с первых же шагов оперы и соединение в одно
целое музыки, образа и слова; первые опыты в духе этой эстетики были произведены
в знатных дилетантских кругах Флоренции поэтами и певцами при покровительстве
названных кругов. Бессильный в искусстве человек создаёт себе некоторое
подобие искусства, характерное именно тем, что оно есть произведение по
существу нехудожественного человека. Так как он даже и не подозревает
дионисической глубины музыки, то он и сводит музыкальное наслаждение к
рассудочной риторике страсти, переложенной в слова и в звуки, в характере
stilo rappresentativo, а также к наслаждению техникой пения; так как личное
видение ему недоступно, то он требует услуг от механика и декораторов;
так как он не в силах понять истинной сущности художника, то его фантазия
рисует ему, сообразно его вкусам, «художественно одарённого первобытного
человека», т. е. такого человека, который под влиянием страсти поёт и
говорит стихами. Он старается перенестись мечтой в те времена, когда достаточно
было почувствовать страсть, чтобы тут же и создать стихи и песни; словно
аффект когда-нибудь был в состоянии создать что-либо художественное. Предпосылка
оперы есть укоренившееся ложное представление о процессе художественного
творчества, а именно та идиллическая вера, что в сущности каждый чувствующий
человек — художник. По смыслу этой веры опера есть выражение взглядов
на искусство публики, дилетантизма в искусстве, диктующего, с весёлым
оптимизмом теоретического человека, свои законы.
Если бы мы пожелали подвести под одно общее понятие те два только что описанных представления, результатом действия которых явилась опера, — то мы могли бы это сделать, только поведя речь об идиллической тенденции оперы, причём нам в этом случае достаточно будет воспользоваться терминологией Шиллера и его толкованием предмета. Природа и идеал, говорит он, либо составляют предмет печали, если первая изображается как утраченная, а второй — как недостигнутый; либо и она и он являются предметом радости, если их представляют данными в действительности. В первом случае получается элегия в узком, во втором — идиллия в широком смысле. Здесь следует с первых же шагов обратить внимание на общий отличительный признак указанных двух представлений, возникающих при рассмотрении генезиса оперы, — а именно что в них идеал сознаётся не как недоступный, а природа — не как утраченная. Согласно такому сознанию, существовала некогда первобытная эпоха, когда человек возлежал на лоне природы и в этом состоянии естественности возвышался вместе с тем и до идеала человечности в райской доброте и художественном творчестве; предполагалось, что все мы произошли от этого совершенного первобытного человека и даже можем считаться его верным подобием; только нам следует для этого кое-что сбросить с себя, и тогда, добровольно отказавшись от излишней учёности и чрезмерно богатой культуры, мы вновь опознаем в себе этого первобытного человека. Образованный человек эпохи Возрождения видел в созданном им оперном подобии греческой трагедии возможность такой природы и идеала, путь к некоторой идиллической действительности; он пользовался этой трагедией, как Данте пользовался Вергилием, чтобы достигнуть врат рая; а здесь он мог уже самостоятельно идти дальше и от подражания высшей художественной форме греков перейти к «восстановлению всех вещей», к воспроизведению первоначального художественного мира человека. Такое ничем не смущаемое добродушие этих отважных стремлений, да ещё при полной погруженности в теоретическую культуру, может быть объяснимо только утешительной верой, что «человек в себе» и есть именно этот неуклонно добродетельный оперный герой, вечно наигрывающий на флейте и поющий пастух, который в конце концов неизбежно должен опознать себя таковым, даже если он при случае и сбился как-нибудь с пути; здесь мы имеем исключительно плод того оптимизма, который подъемлется из глубины сократического миропонимания, как приторный и дурманящий столб ароматов. Итак, в чертах оперы никоим образом не замечается элегической печали о вечной утрате, а скорее радость вечного обретения, ничем не смущаемое наслаждение идиллической действ | ||
|