Библиотека >> Рождение трагедии.
Скачать 114.64 Кбайт Рождение трагедии.
В
этом смысле мы можем различать в истории языка греческого народа дна главных
течения, смотря по тому, подражал ли язык миру явлений и образов или миру
музыки. Стоит только поглубже призадуматься над словесным различием окраски
синтаксического строя, материала слов у Гомера и Пиндара, чтобы понять
значение этой противоположности; при этом каждому станет осязаемо ясно,
что между Гомером и Пиндаром должны были прозвучать оргиастические
мелодии флейты Олимпа, которые ещё в век Аристотеля, среди бесконечно
более развитой музыки, влекли к опьянённому воодушевлению и, казалось,
своим первоначальным воздействием возбуждали к подражанию все поэтические
средства выражения современных им людей. Я напомню здесь об одном всем
знакомом феномене наших дней, представляющемся с точки зрения нашей эстетики
только предосудительным. Мы постоянно встречаемся с тем, как та или другая
симфония Бетховена побуждает отдельных слушателей к передаче впечатления
в ряде образов, хотя бы сопоставление различных порождённых музыкальным
произведением образных миров и казалось при этом весьма фантастическим,
пёстрым, а подчас даже и противоречивым; изощрять своё убогое остроумие
над такими сопоставлениями и при этом не замечать феномена поистине достойного
истолкования — совершенно в духе названной эстетики. И даже если композитор
воспользовался образами для толкования своего произведения, если, к примеру,
он обозначил симфонию как пасторальную и одну какую-либо её часть — как
«сцену у ручья», а другую — как «весёлую сходку поселян», то и это равным
образом только уподобления, рождённые из музыки представления — и никак
не предметы, служившие образцами для подражания в музыке, — представления,
которые ни с какой стороны не могут быть поучительными для нас по отношению
к дионисическому содержанию музыки и даже не имеют какой-либо исключительной
ценности в ряду других подобных же образов. Этот процесс разряжения музыки
в образы перенесём теперь на молодую, свежую, проявляющую своё творчество
в языке народную массу, и тогда мы будем в состоянии догадаться, каким
путём возникла строфическая народная песня и как вся творческая сила народа
в области речи должна была быть напряжена этим новым принципом подражания
музыке.
Если мы таким образом можем рассматривать лирическую поэзию как подражательное излучение музыки в образах и понятиях, то мы приходим теперь к вопросу: «Чем является музыка в зеркале образности и понятий?» Она является как воля в шопенгауэровском смысле этого слова, т. е. как противоположность эстетическому, чисто созерцательному, безвольному настроению. Здесь нужно возможно строже различать понятие сущности и понятие явления: ибо музыка по сущности своей ни в коем случае не может быть волей; как таковая она должна была быть решительно изгнана из пределов искусства, поскольку воля есть нечто неэстетическое по существу; но музыка является — как воля. Ибо для выражения её явления в образах лирик пользуется всеми движениями страсти — от шёпота симпатии до раскатов безумия; стремясь инстинктивно выразить музыку в аполлонических символах, он представляет себе всю природу и себя в ней лишь как вечную волю, вожделение, стремление. Но поскольку он толкует музыку в образах, сам он покоится в неподвижности морской тиши аполлонического созерцания, сколько бы ни волновалось вокруг него в напоре и порыве всё то, что он созерцает через медиум музыки. И даже когда он видит себя самого сквозь тот же медиум, его собственный образ является ему в состоянии неудовлетворённого чувства: его собственная воля, стремление, стон, ликование оказываются для него подобием, с помощью которого он толкует себе музыку. Вот в чём феномен лирика: в качестве аполлонического гения он истолковывает музыку в образе воли, между тем как сам он, вполне свободный от алчности воли, является чистым, неомрачённым оком солнца. Всё это рассуждение построено на том, что лирика столь же зависима от духа музыки, сколь сама музыка в своей полнейшей неограниченности не нуждается в образе и понятии, но лишь выносит их рядом с собою. Поэзия лирика не может высказать ничего такого, что с безграничной всеобщностью и охватом не было бы уже заложено в той музыке, которая принудила поэта к образной речи. Мировую символику музыки никоим образом не передашь поэтому на исчерпывающий лад в слове, ибо она связана с исконным противоречием и исконной скорбью в сердце Первоединого и тем самым символизирует сферу, стоящую превыше всех явлений и предшествующую всякому явлению. | ||
|