Библиотека >> Рождение трагедии.
Скачать 114.64 Кбайт Рождение трагедии.
Кто хочет уничтожить оперу, тот
должен решиться на борьбу с самой александрийской весёлостью, которая
столь наивно высказывает в ней свои любимые представления и находит в
ней свою истинную художественную форму. Но чего можно ждать для самою
искусства от действия художественной формы, источники которой вообще не
лежат в пределах эстетики? от художественной формы, которая скорее прокралась
в область искусства из некоторой полуморальной сферы и только при случае
изредка способна обманывать нас по части своего полукровного происхождения?
Какими же соками питается это паразитическое существо — опера, если не
соками истинного искусства? Разве нельзя предвидеть, что, под действием
его идиллических соблазнов, под влиянием его льстивых александрийских
ухищрений, верховная и единственно заслуживающая серьёзного к себе отношения
задача искусства — спасать наши взоры от открывающихся им ужасов ночи
и врачевать душу, охваченную судорогами волевых возбуждений, бальзамом
иллюзии — выродится в пустую и развлекательную забаву? Что станется с
вечными истинами дионисического и аполлонического начал при том смешении
стилей, на которое я уже указывал как на сущность этого stilo rappresentativo,
где музыка рассматривается как служанка, а текст — как хозяин, где музыка
уподоблена телу, а текст — душе? где высшим заданием в лучшем случае будет
некоторая описательная живопись звуками, подобно тому как это имело место
некогда в новом аттическом дифирамбе? где музыка окончательно теряет своё
истинное достоинство — быть дионисическим зеркалом мира, так что ей остаётся
лишь, как рабе явления, подражать ходу форм этого явления и игрой линий
и пропорций возбуждать чисто внешнее удовольствие? При строгом взгляде
на дело это роковое влияние оперы на музыку прямо-таки совпадает с развитием
музыки вообще в новейшие времена; скрытому в генезисе оперы и в существе
представляемой ею культуры оптимизму удалось с ужасающей быстротой совлечь
с музыки её дионисическое мировое предназначение и придать ей характер
чего-то увеселительного, некоторой игры форм; с каковой переменой можно
сравнить разве что метаморфозу эсхиловского человека в александрийского
весельчака.
Но если мы в приведённом здесь примере с полным правом связали исчезновение дионисического духа с резко бросающимся в глаза, но до сих пор не объяснённым превращением и вырождением греческого человека, — то какие же надежды должны ожить в нас, раз несомненнейшие предзнаменования дают нам ручательство в том, что в современном нам мире происходит обратный процесс постепенного пробуждения дионисического духа! Немыслимо, чтобы божественная мощь Геракла вечно растрачивала свои силы в сладострастном рабстве у Омфалы. Из дионисических основ немецкого духа возникла сила, не имевшая ничего общего с первоусловиями сократической культуры и не находившая в них ни своего объяснения, ни своего оправдания; напротив, она ощущалась этой культурой как нечто необъяснимо ужасное и враждебно мощное; то была немецкая музыка, причём под нею надо понимать главным образом могучий солнечный бег от Баха к Бетховену и от Бетховена к Вагнеру. Что может поделать лакомая до познания сократика наших дней даже в лучшем случае с этим демоном, восстающим из неисчерпаемых глубин? Ни из сплетения зигзагов и арабесок оперной мелодии, ни при помощи арифметических счетов фуги и контрапунктической диалектики не выведешь формулы, при трижды могучем свете которой можно было бы подчинить себе этого демона и заставить его заговорить. И что за зрелище представляют теперь наши эстетики, когда они с сачком «красоты» собственного изобретения гоняются и бегают за носящимся перед ними с непостижимой жизненностью музыкальным гением, причём их движения так же мало определяются вечной красотой, как и понятием о возвышенном! Пусть только понаблюдают при случае этих благосклонных покровителей музыки живьём и поближе, когда они без устали восклицают: красота, красота! Похожи ли они при этом на взлелеянных на лоне красоты баловней и любимых чад природы, и не ищут ли они скорее какой-нибудь обманной формы прикрытия для своей собственной грубости и эстетического предлога для своей бедной ощущениями трезвости; причём мне приходит на память, например, Отто Ян. | ||
|