Библиотека >> Рождение трагедии.
Скачать 114.64 Кбайт Рождение трагедии.
Действительная опасность, которая ему теперь угрожает,
заключается в том, что он при случае не вовремя даёт перевес музыке, отчего
тотчас же должен пропасть пафос речи и отчётливость слова; между тем как,
с другой стороны, он всё время чувствует потребность музыкального разряжения
и виртуозной постановки своего голоса. Здесь ему на помощь приходит «поэт»,
умеющий дать ему достаточно поводов для лирических междометий, повторений
слов и целых фраз и т.д., на каковых местах певец может теперь отдохнуть
в чисто музыкальном элементе, не обращая внимания на слово. Это чередование
эмоционально впечатлительной, но лишь наполовину пропетой речи и вполне
пропетых междометий лежит в существе stilo rappresentativo; это быстро
сменяющееся старание действовать попеременно, то на понятие и представление,
то на музыкальное нутро слушателя, есть нечто столь противоестественное
и столь противоречащее внутренне как дионисическому, так и в равной мере
аполлоническому художественному стремлению, что приходится прийти к заключению
о таком происхождении речитатива, которое нимало не связано с какими бы
то ни было художественными инстинктами. Речитатив, согласно данному нами
описанию, может быть определён как смешение эпической и лирической декламации,
и притом никоим образом не как внутренне устойчивая смесь, недостижимая
при столь разнородных веществах, но лишь как внешняя спайка, на манер
мозаики, т.е. нечто, решительно не имеющее себе подобия и образца в области
природы и опыта. Но не так смотрели на дело изобретатели речитатива:
они, а за ними и вся их эпоха, полагали, напротив, что этим stilo rappresentativo
разрешалась тайна античной музыки и вместе с тем найдено было единственное
возможное объяснение необычайного впечатления, производимого каким-нибудь
Орфеем, Амфионом и, пожалуй, даже греческой трагедией. Новый стиль слыл
воскрешением наиболее впечатлительной музыки — древнегреческой; мало того,
при всеобщем и крайне популярном взгляде на гомеровский мир как на некоторый
первобытный мир можно было даже отдаться грезе о возвращении назад,
к райским началам человечества, когда и музыка необходимо должна была
иметь ту беспримерную чистоту, мощь и невинность, о которой так трогательно
повествуют поэты в своих пасторалях. Здесь мы имеем возможность бросить
взгляд на сокровеннейшие стороны того процесса, результатом которого явилась
эта, во всех отношениях современная, форма искусства — опера; известный
род искусства возникает здесь под напором могучей потребности, но сама
эта потребность носит неэстетический характер: она сводится к тоске по
идиллии, к вере в первобытное существование доброго и одарённого художественными
наклонностями человека. Речитатив слыл за новооткрытый язык этого первобытного
человека, опера — за вновь обретённую родину этого идиллически или героически
доброго существа, которое вместе с тем во всех своих действиях покоряется
природному художественному влечению; причём всякий раз, как оно имеет
что-нибудь сказать, оно слегка напевает, чтобы, при малейшем движении
чувства, немедленно запеть во весь голос. Для нас теперь безразлично то
обстоятельство, что тогдашние гуманисты, выставляя новосозданный образ
райского художника, имели в виду борьбу против старинного церковного представления
о греховном по своей природе и погибшем человеке; так что оперу приходится
понимать как оппозиционную догму о добром человеке, представляющую одновременно
и средство к утешению, направленное против пессимизма, к которому, при
ужасающей неустойчивости и отсутствии безопасности в тогдашней жизни,
так склонны были наиболее серьёзно настроенные люди эпохи. Достаточно,
если нам стало известным, что обаяние, а с ним и генезис этой новой художественной
формы лежат по существу в удовлетворении некоторой совершенно неэстетической
потребности, в оптимистическом возвеличении человека в себе и во взгляде
на первобытного человека как на существо, от природы доброе и одарённое
художественными наклонностями; каковой принцип оперы мало-помалу превратился
в грозное и ужасное требование, которое мы, на фоне социалистических
движении современности, не можем уже более пропускать мимо ушей. «Добрый
первобытный человек» претендует на права; какие райские виды на будущее!
Я приведу попутно ещё одно столь же ясное подтверждение моего взгляда, что опера воздвигнута на тех же основаниях, что и наша александрийская культура. Опера есть порождение теоретического человека, критически настроенного любителя, а не художника; это — один из самых поразительных фактов в истории искусства вообще. Только на редкость немузыкальные слушатели могли выдвинуть требование, чтобы прежде всего были понятны слова; так что возрождение музыкального искусства могло ожидаться лишь в случае открытия какого-либо нового способа пения, при котором текст слов мог бы распоряжаться контрапунктом, как господин слугою. | ||
|