Библиотека >> Рождение трагедии.
Скачать 114.64 Кбайт Рождение трагедии.
Это ли не настоящее и подлинное признание
романтика 1830 года под личиною пессимизма 1850-го? Ведь за ним уже прелюдирует
и обычный романтический финал — разрыв, крушение, возвращение и падение ниц
пред старой верой, пред старым Богом... Да разве Ваша пессимистическая книга
не есть сама обломок антиэллинизма и романтики, сама нечто «столь же охмеляющее,
сколь и отуманивающее», наркотик во всяком случае, даже некое подобие музыки,
немецкой музыки? И в самом деле послушаем:
«Представим себе подрастающее поколение с этим бесстрашием взора, с этим героическим
стремлением к чудовищному, представим себе смелую поступь этих истребителей
драконов, гордую смелость, с которой они поворачиваются спиной ко всем этим
слабосильным доктринам оптимизма, дабы в целом и в полноте «жить с решительностью»:
разве не представляется необходимым, чтобы трагический человек этой культуры,
для самовоспитания к строгости и к ужасу, возжелал нового искусства, искусства
метафизического утешения, трагедии, как ему принадлежащей и предназначенной
Елены, и воскликнул вместе с Фаустом:
Единый вечный образ вызвать к жизни?» «Разве не представляется необходимым?»... Нет, трижды нет, о молодые
романтики, это не представляется таковым! Но весьма вероятно, что это так кончится,
что вы так кончите, т. е. «утешенными», как писано есть, несмотря на всё самовоспитание
к строгости и к ужасу, «метафизически утешенными», короче, как кончают романтики,
христианами... Нет! Научитесь сперва искусству посюстороннего
утешения, — научитесь смеяться, молодые друзья мои, если вы во что бы то ни
стало хотите остаться пессимистами; быть может, вы после этого, как смеющиеся,
когда-нибудь да пошлёте к чёрту всё метафизическое утешительство — и прежде
всего метафизику! Или, чтобы сказать всё это языком того дионисического чудовища,
которое зовут Заратустрой: «Возносите сердца ваши, братья мои, выше,
всё выше! И не забывайте также и ног! Возносите также и ноги ваши, вы, хорошие
танцоры, а ещё лучше: стойте на голове! Так говорил Заратустра, четвёртая часть Сильс-Мария, Верхний Энгадин, ПРЕДИСЛОВИЕ К РИХАРДУ ВАГНЕРУ Чтобы отдалить от себя все возможные сомнения, волнения и недоразумения, к которым, при своеобразном характере нашей эстетической общественности, могут подать повод сопоставленные в этом сочинении мысли, и чтобы иметь возможность написать и эти вводные слова с тем же созерцательным блаженством, отпечаток которого, как окаменелость счастливых и возвышенных часов, лежит на каждой странице, — я вызываю перед взором моим тот миг, когда Вы, мой глубокоуважаемый друг, получите эту книгу: я вижу, как Вы, быть может после вечерней прогулки по зимнему снегу, разглядываете раскованного Прометея на заглавном листе, читаете моё имя и сразу же проникаетесь убеждением, что, каково бы ни было содержание этого сочинения, — автор его несомненно имеет сказать что-либо серьёзное и внушительное, равным образом что он при всём, что он измыслил здесь, видел Вас перед собою и обращался к Вам, а следовательно, мог написать лишь нечто соответствующее Вашему присутствию. При этом Вы припомните, что я в то же время, когда создавалось Ваше чудное юбилейное сочинение о Бетховене, т. е. среди ужасов и величия только что разгоревшейся войны, — готовился к этим мыслям. Но в ошибку впали бы те, к | ||
|