Библиотека >> Рождение трагедии.
Скачать 114.64 Кбайт Рождение трагедии.
Ибо
мелодии представляют, подобно общим понятиям, абстракт действительности.
Последняя, т. е. мир отдельных вещей, даёт нам наглядное, обособленное
и индивидуальное явление, отдельный случай как по отношению ко всеобщности
понятий, так и по отношению ко всеобщности мелодий, каковые две всеобщности,
однако, в известном смысле противоположны друг другу; ибо понятия содержат
в себе только отвлечённые от данного созерцания формы, как бы совлечённую
с вещей внешнюю скорлупу их, а посему суть по существу абстракты; тогда
как музыка даёт нам внутреннее предшествующее всякому приятию формы ядро,
или сердце, вещей. Это отношение можно было бы отлично выразить на языке
схоластиков, сказав: понятия суть universalia post rem, музыка же даёт
universalia ante rem, а действительность — universalia in re. — А что
вообще возможно отношение между композицией и наглядным изображением,
это покоится, как сказано, на том, что оба они суть лишь совершенно различные
выражения одного и того же внутреннего существа мира. И когда в отдельном
случае подобное отношение действительно имеется налицо и композитор сумел,
следовательно, выразить на всеобщем языке музыки те движения воли, которые
составляют ядро известного события, тогда мелодия песни, музыка оперы
бывает выразительной. Подысканная же композитором аналогия между миром
явлений и музыкой должна, бессознательно для его разума, проистекать из
непосредственного уразумения сущности мира и не должна быть сознательным
и преднамеренным подражанием при посредстве понятий; иначе музыка выразит
не внутреннюю сущность, не самое волю, а будет лишь неудовлетворительным
подражанием её явлению, — что и делает вся собственно подражательная музыка».
—
Итак, мы понимаем, по учению Шопенгауэра, музыку как непосредственный язык воли и чувствуем потребность воссоздать нашей возбуждённой фантазией и воплотить в аналогичном примере этот говорящий нам, незримый и всё же столь полный жизни и движения мир духов. С другой стороны, образ и понятие получают, под воздействием действительно соответствующей им музыки, некоторую повышенную значительность. Таким образом, дионисическое искусство действует обычно на аполлонический художественный дар двояко: музыка побуждает к символическому созерцанию дионисической всеобщности, музыка затем придаёт этому символическому образу высшую значительность. Из этих самопонятных и не ускользающих от более глубокого наблюдения фактов я заключаю о способности музыки порождать миф, т. е. значительнейший пример, и именно трагический миф: миф, вещающий в подобиях о дионисическом познании. На феномене лирика я представил, как музыка борется в душе лирика, стремясь выразить свою сущность в аполлонических образах; и если мы допускаем, что музыка в её высшем подъёме должна стремиться дать и своё высшее воплощение в образах, то мы вынуждены признать возможным и то, что она сумела найти и для коренной своей дионисической мудрости символическое выражение; и где же нам искать этого выражения, как не в трагедии и понятии трагического вообще? Из существа искусства, как оно обычно понимается на основании единственной категории иллюзии и красоты, честным образом трагедии не выведешь; лишь исходя из духа музыки, мы понимаем радость об уничтожении индивида. Ибо на отдельных примерах такого уничтожения нам лишь становится яснее вечный феномен дионисического искусства, выражающего волю в её всемогуществе, как бы позади principii individuationis, вечную жизнь за пределами всякого явления и наперекор всякому уничтожению. Метафизическая радость о трагическом есть перевод инстинктивно бессознательной дионисической мудрости на язык образов: герой, высшее явление воли, на радость нам отрицается, ибо он всё же только явление, и вечная жизнь воли не затронута его уничтожением. «Мы верим в вечную жизнь!» — так восклицает трагедия, между тем как музыка есть непосредственная идея этой жизни. Совершенно другую цель имеет пластическое искусство: в нём Аполлон преодолевает страдание индивида лучезарным прославлением вечности явления, здесь красота одерживает победу над присущим жизни страданием, скорбь в некотором смысле извирается прочь из черт природы. В дионисическом искусстве и его трагической символике та же природа говорит нам своим истинным, неизменным голосом: «Будьте подобны мне! В непрестанной смене явлений я — вечно творческая, вечно побуждающая к существованию, — вечно находящая себе удовлетворение в этой смене явлений Праматерь!»
17 И дионисическое искусство также хочет убедить нас в вечной радостности существования; но только искать эту радостность мы должны не в явлениях, а за явлениями. | ||
|