Библиотека >> Рождение трагедии.
Скачать 114.64 Кбайт Рождение трагедии.
Греческий художник в особенности
испытывал по отношению к этим божествам тёмное чувство взаимной зависимости,
и именно в Прометее Эсхила символизировано это чувство. Титанический художник
носил в себе упрямую веру в свои силы создать людей, а олимпийских богов
по меньшей мере уничтожить, и это путём своей высшей мудрости, за каковую,
правда, он принуждён был расплачиваться вечным страданием. Дивная «творческая
сила» великого гения, за которую недорого было заплатить даже и вечным
страданием, суровая гордость художника, — вот в чём душа и содержание
эсхиловской поэзии, между тем как Софокл в своём Эдипе, прелюдируя, запевает
победную песнь святого. Но и в том толковании, которое Эсхил даёт
мифу, не исчерпана его изумительная и ужасающая глубина: художническая
радость становления, пренебрегающая всякими бедствиями весёлость художественного
творчества — скорее светлый, облачный и небесный образ, играющий на поверхности
чёрного озера печали. Сказание о Прометее — исконная собственность всей
семьи арийских народов и документ, свидетельствующий об их одарённости
сознанием глубокомысленно-трагического, и даже не лишено вероятности,
что этот миф имеет для определения сущности всего арийского мира такое
же характерное значение, как миф о грехопадении для всего семитического,
и что оба мифа находятся между собою в той же степени родства, как и брат
с сестрой. Предпосылкой мифа о Прометее является та чрезмерная ценность,
которую наивное человечество придаёт огню как истинному палладиуму
всякой растущей культуры; но то, что человек свободно распоряжается огнём
и получает его не только как дар небес, в зажигающей молнии и согревающем
пламени солнца, — это представлялось созерцательности первобытного человека
злодеянием, ограблением божественной природы. И таким образом, с самого
начала первая же философская проблема ставит мучительно неразрешимое противоречие
между человеком и богом и подкатывает его, как камень, к воротам всякой
культуры. Лучшее и высшее, чего может достигнуть человечество, оно вымогает
путём преступления и затем принуждено принять на себя и его последствия,
а именно всю волну страдания и горестей, которую оскорблённые небожители
посылают, должны послать, на благородное, стремящееся ввысь человечество,
— суровая мысль, странно отличающаяся по тому достоинству, которое
она придаёт преступлению, от семитического мифа о грехопадении, где любопытство,
лживость притворства, склонность к соблазну, похотливость — короче, ряд
женских аффектов по преимуществу — рассматриваются как источник зла. То,
что отличает арийское представление, — это возвышенный взгляд на активность
греха как на прометеевскую добродетель по существу, причём тем самым
найдена этическая подпочва пессимистической трагедии — как оправдание
зла в человечестве, и притом как человеческой вины, так и неизбежно следующего
за ней страдания. Несчастье, коренящееся в сущности вещей, которого созерцательный
ариец не склонен отрицать путём кривотолков, противоречие, лежащее в самом
сердце мира, открывается ему как взаимное проникновение двух различных
миров, например божественного и человеческого, из коих каждый как индивид
прав, но, будучи отдельным и рядом с каким-либо другим, неизбежно должен
нести страдание за свою индивидуацию. При героическом порыве отдельного
ко всеобщности, при попытке шагнуть за грани индивидуации и самому стать
единым существом мира — этот отдельный на себе испытывает скрытое
в вещах изначальное противоречие, т. е. он вступает на путь преступлений
и страданий. Так, арийцы представляют себе грех как мужа, семиты — вину
как женщину; изначальный грех был совершён мужем, а изначальную вину допустила
женщина. А впрочем — недаром поёт хор колдунов:
Как ваша баба ни проворна, Её мужчина, хоть и хром, Опередит одним прыжком.(Гёте) Кому понятно это сокровеннейшее ядро сказания о Прометее — а именно заповеданная титанически стремящемуся индивиду необходимость преступления, — тот должен ощутить вместе с тем и неаполлонический элемент этого пессимистического представления: ибо Аполлон тем и хочет привести отдельные существа к покою, что отграничивает их друг от друга, и тем, что он постоянно всё снова и снова напоминает об этих границах как о священнейших мировых законах своими требованиями самопознания и меры. Но дабы при этой аполлонической тенденции форма не застыла в египетской окоченелости и холодности, дабы в стараниях предписать каждой отдельной волне её путь и пределы не замерло движение всего озера, — прилив дионисизма время от времени снова разрушал все эти маленькие круги, в которые односторонне аполлоническая «воля» стремилась замкнуть эллинский мир. | ||
|