Библиотека >> Рождение трагедии.
Скачать 114.64 Кбайт Рождение трагедии.
е.
неэстетическое и эстетическое состояния, как-то странно перемешаны между
собой? Мы же скорее утверждаем, что вся эта противоположность, которую
Шопенгауэр кладёт в основу своего деления искусств как мерило ценности,
противоположность субъективного и объективного, вообще неуместна в эстетике,
так как субъект, водящий и преследующий свои эгоистические цели индивид,
мыслим только как противник искусства, а не как его источник. Поскольку
же субъект — художник, он уже свободен от своей индивидуальной воли и
стал как бы медиумом, средой, через которую единый истинно-сущий субъект
празднует своё освобождение в иллюзии. Ибо прежде всего — для нашего унижения
и возвеличения — нам должно быть ясно то, что вся эта комедия искусства
разыгрывается вовсе не для нас, как бы для нашего исправления и образования,
что мы даже ничуть не являемся действительными творцами этого мира искусства,
но вправе, конечно, предположить о себе, что для действительного творца
этого мира мы уже — образы и художественные проекции и что в этом значении
художественных произведений лежит наше высшее достоинство, ибо только
как эстетический феномен бытие и мир оправданы в вечности,
хотя, конечно, наше сознание об этом своём значении едва ли чем отличается
от того, которое написанные на полотне воины имеют о представленной на
нём битве. А если так, то и всё наше художественное знание по существу
своему вполне иллюзорно, ибо мы, как знающие, не едины и не тождественны
с тем существом, которое, будучи единственным творцом и зрителем этой
комедии искусства, в ней создаёт и находит себе вечное наслаждение. Лишь
поскольку гений в акте художественного порождения сливается с тем Первохудожником
мира, он и знает кое-что о вечной сущности искусства, ибо в этом последнем
состоянии он чудесным образом уподобляется жуткому образу сказки, умеющему
оборачивать глаза и смотреть на самого себя; теперь он в одно и то же
время субъект и объект, в одно и то же время поэт, актёр и зритель.
6 По отношению к Архилоху учёными изысканиями обнаружено, что он ввёл народную песню в литературу и что это деяние и доставило ему, по общей оценке греков, то исключительное место, которое он занимает рядом с Гомером. Но что представляет собою сама народная песня в её противоположности к вполне аполлоническому эпосу? Что же иное, как не perpetuum vestigium соединения аполлонического и дионисического начал; её огромное, простирающееся на все народы и непрестанно увеличивающееся во всё новых и новых порождениях распространение свидетельствует нам о том, сколь могущественно это двойственное художественное стремление природы, оставляющее в народной песне следы, аналогичные тем, которые подмечаются в музыке народа, увековечивающей его оргиастические волнения. Да, вероятно, и историческим путём может быть доказано, что каждая богатая народными песнями и продуктивная в этом отношении эпоха в то же время сильнейшим образом была волнуема и дионисическими течениями, на которые необходимо всегда смотреть как на подпочву и предпосылку народной песни. Но ближайшим образом народная песня имеет для нас значение музыкального зеркала мира, первоначальной мелодии, ищущей себе теперь параллельного явления в грезе и выражающей эту последнюю в поэзии. Мелодия, таким образом, есть первое и общее, отчего она и может испытать несколько объективаций, в нескольких текстах. Она и представляется в наивной оценке народа без всяких сравнений более важной и необходимой стороной дела. Мелодия рождает поэтическое произведение из себя, и притом всё снова и снова; не что иное говорит нам и деление народной песни на строфы: я всегда с удивлением рассматривал этот феномен, пока наконец не нашёл ему такого объяснения. Кто взглянет на собрание народных песен, например на «Des Knaben Wunderhorn», с точки зрения этой теории, найдёт бесчисленные примеры того, как непрестанно рождающая мелодия мечет вокруг себя искры образов; их пестрота, их внезапная смена, подчас даже бешеная стремительность являют силу, до крайности чуждую эпической иллюзии и её спокойному течению. С точки зрения эпоса этот неравномерный и беспорядочный мир образов лирики попросту заслуживает осуждения; и так наверняка и относились к нему торжественные эпические рапсоды аполлонических празднеств в эпоху Терпандра. Итак, мы имеем в поэтическом творчестве народной песни высшее напряжение языка, стремящегося подражать музыке; поэтому с Архилохом выступает новый мир поэзии, в глубочайшем основании своём противоречащий гомеровскому. Вместе с тем мы описали единственно возможное отношение между поэзией и музыкой, словом и звуком: слово, образ, понятие ищет некоторого выражения, аналогичного музыке, и само испытывает теперь на себе её могущество. | ||
|