Библиотека >> Рождение трагедии.
Скачать 114.64 Кбайт Рождение трагедии.
В «Эдипе в Колоне» мы находим ту же весёлость,
но внесённую в бесконечное просветление; удручённому чрезмерностью бедствий
старцу, который во всём, что с ним случается, представляет исключительно
страдательное лицо, противопоставлена — неземная радостность, нисходящая
из божественной сферы и указующая нам, что герой в своём чисто пассивном
отношении достиг высшей активности, простирающейся далеко за пределы его
жизни, между тем как вся его сознательная деятельность и стремления в
прошлой жизни привели его лишь к пассивности. Так для взора смертного
медленно распутывается неразрешимо запутанный узел процесса легенды об
Эдипе — и глубочайшая человеческая радость охватывает нас при этом божественном
подобии диалектики. Если в этом объяснении мы точно передали намерение
поэта, то всё же может ещё возникнуть вопрос, исчерпали ли мы тем содержание
мифа, и тогда окажется, что всё воззрение поэта — не что иное, как тот
упомянутый выше световой образ, который целительница-природа воздвигает
перед нами после того, как мы бросили взгляд в бездну. Эдип — убийца своего
отца, муж своей матери, Эдип — отгадчик загадок сфинкса! Что говорит нам
таинственная троичность этих роковых дел? Существует древнее, по преимуществу
персидское, народное верование, что мудрый маг может родиться только от
кровосмешения; по отношению к разрешающему загадки и вступающему в брак
со своей матерью Эдипу можем мы тотчас же истолковать себе это в том смысле,
что там, где пророческими и магическими силами разбиты власть настоящего
и будущего, неизменный закон индивидуации и вообще чары природы, — причиной
этому могла быть лишь необычайная противоестественность, так же как в
том персидском поверье кровосмешение; ибо чем можно было бы понудить природу
выдать свои тайны, как не тем, что победоносно противостоит ей, т. е.
совершает нечто противоестественное? Это познание выражено, на мой взгляд,
в упомянутой выше ужасающей тройственности судеб Эдипа: тот, кто разрешил
загадку природы — этого двуобразного сфинкса, — должен был нарушить и
её священнейшие законоположения, как убийца своего отца и супруг своей
матери. Мало того, миф как бы таинственно шепчет нам, что мудрость, и
именно дионисическая мудрость, есть противоестественная скверна, что тот,
кто своим знанием низвергает природу в бездну уничтожения, на себе испытывает
это разложение природы. «Острие мудрости обращается против мудреца; мудрость
— преступное действие по отношению к природе» — вот те страшные положения,
с которыми обращается к нам миф; но эллинский поэт, как луч солнца, прикасается
к величественной и страшной Мемноновой статуе мифа, и она внезапно начинает
звучать — софокловскими мелодиями!
Лучезарному венцу пассивности я противопоставлю теперь венец активности, сияющий вокруг главы эсхиловского Прометея. То, что мыслитель Эсхил имел нам сказать здесь, но что как поэт он даёт нам лишь почувствовать в своём символическом образе, молодой Гёте сумел открыть нам в смелых словах своего Прометея:
По своему подобию, Мне равное по духу племя — Страдать и слёзы лить, И ликовать и наслаждаться, И ни во что тебя не ставить, Как я! Человек, поднявшийся до титанического, сам завоёвывает себе свою культуру и принуждает богов вступить с ним в союз, ибо в своей самоприобретённой мудрости он держит в руке их существование и пределы. Но самое удивительное в этой драме о Прометее, по основной мысли своей подлинно представляющей гимн неблагочестия, — это глубокая эсхиловская жажда справедливости: неизмеримое страдание смелого «одиночника», с одной стороны, и нужда богов, даже предчувствие их сумерек — с другой, понуждающая к примирению, к метафизическому объединению мощь этих миров страдания, — всё это сильнейшим образом напоминает средоточие и основное положение эсхиловского мировоззрения, усматривающего вечную правду, царящую над богами и людьми, Мойру. При суждении об изумительной смелости, с которой Эсхил кладёт олимпийский мир на весы своей справедливости, мы всегда должны помнить, что глубокомысленный грек имел в своих Мистериях устойчивую и крепкую подпочву метафизического мышления и что в случае припадков скептицизма он мог облегчать свою душу на олимпийцах. | ||
|