Библиотека >> Разум против человека
Скачать 125.07 Кбайт Разум против человека
Проходя через всю историю религии, философии, психологии, он имел множество решений, предлагаемых самыми великими представителями людского рода. Однако и сегодня, открыв какую-нибудь, еще не ставшую совсем желтой молодежную газету или журнал с письмами читателей, нередко встречаешь вопрос: “Для чего мы живем? Для чего живу я? Для кого? Дайте ответ. Но все вокруг жуют пустые слова. Скука!”
Это строки из исповеди 20-летнего наркомана Олега Н., опубликованной недавно в журнале “Юность”. Он не видит смысла ни в вере в Бога, ни в науке, ни в служении обществу или будущим поколениям. Драматизм письма в том, что у его автора не находят отклика никакие, даже наиболее “авторитетные смыслы”. Это становится довольно распространенным явлением и ставит под вопрос смысл всякого философствования о смысле жизни. Полную утрату смысла жизни как причину своих проблем называют почти 100 % наркоманов, значительное число лиц, покушавшихся на самоубийство, алкоголики и нередко вполне преуспевающие, внешне благополучные люди. Они озабочены отсутствием смысла в своей жизни, и такая постоянная озабоченность тоже становится проблемой. Чем настойчивее они пытаются обрести его, чем больше размышляют о нем, тем сильнее их неудовлетворенность и беспокойство. Упорные поиски смысла жизни, непрерывная рефлексия по поводу нее и себя у многих перерастает в “ноогенный невроз”, лишающий их способности к повседневной практической деятельности, толкающий к аномальному поведению. Помощь, если за ней обращаются к психиатру, как правило оказывается недостаточно эффективной и не всегда по вине этого специалиста, ибо проблема здесь комплексная. Наряду с психотерапией, нужнатерапия философская. Всемирно известный психотерапевт и философ В. Франкл называет ее логотерапией (См. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990). В нашей стране логотерапевтическая помощь отсутствует, и кажется, наступило время привлечь к этому внимание общества. Для начала хотя бы в теоретико-постановочном плане. Но учитывая русскую философскую традицию, практику Церкви и содержание жалоб, обычно высказываемых врачам-терапевтам, мы предпочли бы назвать подобную деятельность софотерапией. Содержанием этой терапии должна стать “зацикленность” на логике и рационализме в представлениях о жизни. Она должна удерживать рефлексию человека в границах нормы, предупреждая от перерастания поиска смысла жизни в бесплодное умствование. Софотерапия – лечение философией как мудростью[1]. Предпосылкой осуществления данного проекта является пересмотр представлений о предмете философии. До сих пор у нас на первом плане ее методологическое и мировоззренческое значение, а праксеологическое – в тени. Между тем оно мощно стимулируется современными тенденциями цивилизационного развития. Софотерапия – одна из праксеологических функций философии, направленная на преодоление радикального сциентизма сложившегося типа философствования, при котором мышление выступает слепком с научного познания, а философия превращается в своеобразную технософию. Предполагая обязательное решение какой-то конкретной задачи, сциентизм упускает или искажает целый пласт жизненных явлений, особенно в духовной сфере. Есть немало проблем, окончательного решения которых не может быть в принципе. Нужно понимание контекста, ситуации, факта, события и выработка к ним определенного отношения – отказа или принятия, сопротивления или адаптации. Чтобы выжить – надо философствовать – таков в некоторых случаях императив духовного (да и не только духовного) существования. Достоевский говорил, что утешить одну человеческую душу важнее, чем написать роман. Теперь, когда романов и прочих литературных продуктов так много, и они скорее разрушают, нежели укрепляют душу, а “обесчувствливание” межчеловеческих отношений прогрессирует, это высказывание перестает быть метафорическим преувеличением. Нужна экология духа, души, их терапия – и без философии здесь не обойтись. При условии, повторяем, изменения самого стиля, способа философствования. Огромное количество текстов о смысле жизни, написанных как трактаты по физике или социологии, не достигают человека, и хорошо, когда они бесполезны, а не прямо вредны. Если проблема человеческого существования не предлог для упражнений в теоретизировании, она должна обсуждаться так, чтобы приобщившийся к ней читатель, получил импульс к жизни. Герменевтика, феноменология, миро-и жизнепонимающая философия “по определению” предназначены служить конкретному человеку, подобно тому как логика и методология обслуживают нужды науки. Софотерапия – духовно-практическая форма гуманистически ориентированной философии. Это особая ветвь прикладной философии, тесно переплетающаяся с педагогикой. Еще в начале XIX века С. И. Гессен писал, что “философия, подобно всем ветвям чистого знания, имеет также свое практическое приложение, свою “технику”, и что приложение философского знания к жизни есть не что иное, как педагогика”. (Гессен С. И., Основы педагогики. М., 1995г., с. 269) Полагаем, что в плане прикладной философии речь можно вести о воспитании не столько детей (педагогика), сколько взрослых (андрогогика) и воспитании не только индивида, но и человечества – вести речь о PAIDEIA. | ||
|