Библиотека >> Разум против человека
Скачать 125.07 Кбайт Разум против человека
Жалко только молодых. А если бы вдруг всем стало по 80-90 лет и все сразу умерли, то чего жалеть? Только культуру. А культуре все равно, тем паче, что она тоже кончается, преобразуясь в технику. А техника в нашей печали не нуждается. Она не пропадет.
Третья лягушка Известная притча о двух лягушках, одна из которых, попав в молоко, сложила лапки и утонула, а другая стала биться, получилось масло и она выжила, обычно приводится как урок надежды и борьбы до конца. Берите пример со второй лягушки. Забывают однако, что лягушка билась без какой-либо цели и надежды. Она просто билась. А будет ли “биться” без цели и надежды человек? Человечество? Ведь это “лягушка с рефлексией” – третья лягушка. Нам обязательно нужен смысл. Если не внешний – масло и выживание, то хотя бы признание ценности самого процесса деятельного дерганья, его внутреннее оправдание. Вплоть до того, чтобы найти смысл в отказе от поиска смысла. * * * Если в творчестве тебя хвалят твои ближайшие коллеги, ты и в самом деле неплохо работаешь. Но только если они тебя замалчивают или хвалят за что-то другое, ты можешь предполагать в себе некоторые способности. И только если они тебя ругают, можно надеяться, что ты талантлив. И только если человека гонят – он гений или бездарь. Талант может быть признан, но другими, гений – и другими, и в другом месте, а часто даже в другом времени. Сколько людей погубил их талант! Он повышает риск развития. К нему нужна соответствующая воля, без которой человек, хотя и может что-то совершить, но довольно скоро пропадает и тем скорее, чем талантливее. А такое сочетание бывает редко. Даже способности могут принести немало зла. Я знаю людей, которые “никем не стали” только из-за них. Талант – дар и проклятие. Мы в основном знаем тех, для кого он стал первым, но как много тех, для кого он стал вторым. Самая большая опасность, если талант проявился в детстве – созрел раньше человека. Он его съедает. Обычно стараниями родителей. Есть очень заботливые людоеды. * * * Все толкуют (токуют) о творчестве. Теперь уже “не красота, а творчество спасет мир”. Забывают только, что дьявол тоже твори т. Какой только чепухи не изобретают: квадратные персики, очки для разрезания торта, машина для подсчета волос на голове – настоящее научное хулиганство, то и дело перерастающее в прямые преступления. А главное, что по мере нарастания криков о творчестве реальная жизнь становится все менее творческой. Начали приветствовать и это: “деантропологизация творчества”. Пусть творят машины. И тогда уж – Не хватает творческого воображения представить, что тогда будет. Машины представят! * * * Наука и религия имеют дело с возможными мирами. Нам важна наша реализация возможного. Мир, в котором мы живем. Это вполне достаточное основание, чтобы считать его высшим и лучшим из миров. В определенном смысле мы всегда должны быть антропоцентристами. Ценностный антропоцентризм – это гуманизм. Нынешнее состояние общественного сознания и философии таково, что приходится опасаться прослыть материалистом. Все чаще и чаще критикуют “антропоцентризм”. Думаю, что скоро придется опасаться прослыть гуманистом. А потом – человеком. Философам пора начать разрабатывать новое понятие: “пережитки гуманизма”. * * * Чтобы существовать, надо делать усилие. Самым банальным образом. Желание, энергия, дурь уже не рвутся из человека. Он все чаще принуждает себя к действию. К самому обычному, к движению. Гиподинамия тела и духа. Гиподинамия в сексе: мужчины отдают инициативу: “Не охота”. Даже по студентам заметно: стали спокойнее, апатичнее, на лекциях почти не вертятся. А в перерыве ни взрывов дикого хохота, ни беготни, особенно как не стало стройотрядов и “картошки”. А у меня правая (или левая?) ключица сломана на студенческой практике, но не в драке, а просто когда “все боролись” и я оказался внизу, в “куча мала”, на которую сверху поднажали. Соответственно, философия не дремлет и появились спекуляции на тему, что жизнь – это вообще “усилие”. Всегда – усилие. Усилие быть. (М. Мамардашвили). Да не всегда, а только теперь, только начинается. Раньше жизнь надо было обуздывать. Для чего и мораль. А теперь надо стимулировать. Для чего и порнография. В ближайшее время в моду войдет новое философское направление: “философия усилия”. * * * Возгонка всего и вся в разум: не удивлюсь, если на руке заключенного вместо наколки: “нет счастья в жизни” скоро будет: “нет в жизни смысла”. Вместо счастья ищут его смысл. Вместо существования началось “смыслование”. Вот какое несчастье случилось с человечеством в XX веке. Писание, ученость, философия. Как и все завожу разные папки по проблемам. Одна из них посвящена поискам смысла жизни. Так и озаглавлена: “смысл жизни”. Взгляды и высказывания великих, где и как его обрести. Вчера подумал: а чего далеко ходить, может он у меня и заключен в этой папке? Там и лежит? Пожалуй, да. | ||
|