Библиотека >> Руководство по субмодальностям
Скачать 58.13 Кбайт Руководство по субмодальностям
Возьмите переживание, которое, как вы помните его, вы могли бы описать как подавляющее, и образ, с помощью которого мы помним это подавляющее переживание, очень большой и очень близкий. Как-нибудь мы выучились помнить данное переживание с этой особенной конфигурацией субмодальности. Есть и другие субмодальные характеристики для лучшего рассматривания, работающие так же хорошо, как размер, дистанция, но, ради простоты, мы можем сконцентрироваться на этих двух. Данная интенсивность данного переживания и то число раз, сколько мы обращались к последовательности внутренних образов в течение этого события, были факторами в обучении нашего мозга — как отвечать на это событие.
Рассмотрим конкретное переживание маленькой девочки, преследуемой ее старшим братом, который держит змею и кричит: "Я собираюсь добраться до тебя!". В течение этого конкретного переживания она сфокусирована на огромном числе вещей: лице ее брата, этой змее в его руках, этом звуке его голоса и этом чувстве этой змеи на ее спине. Она сконцентрировалась на этой ужасной змее и видит их обоих как снаружи, так и глазами своей памяти. Это сконструированное чувство змеи под ее платьем интенсифицирует эти образы. Это быстрая последовательность внешний-внутренний, потому что она также должна смотреть, где она бежит, так как ею фокус ограничен, этот внутренний образ расширяется так, чтобы заполнить все ее поле зрения. Этот процесс она может повторить сотни раз в своем диком беге вокруг сада. Это научающее переживание и каждое повторение его подкрепляет этот паттерн до сих пор, уже взрослой женщиной, — каждая встреча со змеей воспроизводит внутренний образ и чувства, которые сопровождают его. Мозг не делает различий между чувствами, которые вам нравятся и чувствами, которые вам не нравятся. Это просто выучено — ассоциировать определенные чувства с определенными переживаниями. Добавления информации: "Эта змея безвредна и не может повредить вам", — недостаточно для того, чтобы разрушить ассоциированность змеи и ее чувств. Размер и дистанция были важны в этом первоначальном событии, и каждый раз, когда она видит вовне змею, у нее возникает еще и внутренний образ, который приближает и увеличивает ее. Этот процесс можно результировать в чувствах, которые настолько сильны, что первоначальное воспоминание этого события теряется. Вы вспомните в этом лечении фобии ту женщину, которая видела себя идущей через фобическое событие. Изменение ее точки зрения так, чтобы она видела себя, препятствует прежнему узкому фокусу восприятия (змея, становящаяся больше и ближе) и дает ей возможность поддерживать широкую перспективу. Переконструирование всего события таким образом иногда снабжает людей информацией, которая была блокирована от сознания. Ветеран Вьетнама имел повторяющееся воспоминание, в котором он видел тело умершего ребенка, лежащего на рисовой шелухе, и знал, что это он убил его. Когда он прошел через событие в диссоциированных образах, видя себя в том, другом времени и месте, он был способен видеть, как его отделение входит в деревню, затем он видел четыре фигуры, убегающие из хижины через рисовое поле, он видел себя открывшим огонь, затем он смотрел на себя, идущего туда, где эти тела лежали, и перевернул одно. Это было тело ребенка, но с новой перспективой в этом событии — он обнаружил, что в то время, когда он стрелял, он не знал, что это был ребенок. Ассоциировав с образом убитого ребенка свое полное поле зрения, он получил такие интенсивные чувства, что это событие само было вычеркнуто из памяти. Эти субмодальные различения, сделанные в последнем примере и в случае с девочкой и змеей, являются аналоговыми различениями. До того, как мы будем изучать конкретные возможности использования их, чтобы делать долговременные изменения, необходимо понять определенную разницу между аналоговыми и цифровыми субмодальными различениями. Аналоговые различения могут изменяться медленно или быстро вдоль континуума. Например, образ этой змеи может быть сделан больше или меньше в одном плавном переходе. Цифровые различения — это те, которые взаимно исключающие: если вы испытываете где-то одно, вы не можете испытывать другое в это же время. Ассоциация и диссоциация являются цифровыми различениями. Например, вы видите себя в воспоминании или вы помните это событие, видя, что вы видели в то время. Вы можете сдвигаться назад и вперед очень быстро, но не одновременно. Аналогию можно провести с электрическим выключателем. Цифровые различения похожи на то, включен или выключен свет — да или нет. Аналоговые различения похожи на реостат — свет плавно изменяется — с той же быстротой, что и рукоятка реостата. Если вы работаете с людьми, уделяйте особое внимание критическим субмодальностям, тем, которые действуют на другие субмодальности как внутри одной системы, так и между системами. Для некоторых людей расстояние будет влиять на размер, яркость и цвет. Если передвигать образ дальше от себя, он также становится меньше, более тусклым и менее красочным. | ||
|