Библиотека >> Из лягушек в принцы. Вводный курс НЛП тренинга январь 1978 г.
Скачать 156.07 Кбайт Из лягушек в принцы. Вводный курс НЛП тренинга январь 1978 г.
Самый легкий способ – это начать тренировать ощущения, пытаясь заметить движения глаз собеседника: они указывают, какую репрезентативную систему он использует. Перед тем, как зайти к вам в кабинет, человек планирует то, что он будет делать, что собирается вам описать. Когда он это делает, он проникает внутрь себя, производя соответствующие жесты, о которых каждый из нас подсознательно знает, но которые за всю историю психологии еще никто внятно не описал.
Например, вы задаете человеку вопрос. Он отвечает: "Хм, давайте посмотрим", и смотрит налево и вверх, делая движения головой в том же самом направлении. Когда он смотрит вверх – он созерцает внутреннюю картину. Верите вы этому? Да, это ложь. Все, что мы собираемся вам здесь сказать - это ложь. Поскольку у вас нет требований к истинным и точным понятиям, на этом семинаре мы постоянно будем вам лгать. Между точными и другими учителями есть лишь два различия. Первое: мы на наших семинарах в самом начале предупреждаем, что все, что мы скажем, будет ложью, а другие учителя этого не делают. Большинство из них верит в то, что заявляет, не осознавая искусственности своих утверждений. Второе отличие состоит в том, что если, не осознавая искусственности заявленного, вы будете действовать так, как будто наши утверждения действительно истинны, то убедитесь, что они работают. Как люди, чьей целью является создание моделей, нам совершенно неинтересно, правдивы ли наши утверждения, точны ли они, могут ли быть подтверждены данными из неврологии. Мы интересуемся только тем, работают ли они. А сейчас попрошу подняться сюда трех желающих. Сейчас я собираюсь задать Фрэн, Харвею и Съюзен несколько вопросов, все, что я хочу от остальных участников семинара - это чтобы они очистили свои сенсорные аппараты. Вы можете сидеть здесь и представлять себе то, о чем вы вспоминаете, говорить себе об этом или переживать соответствующие ощущения. А сейчас я предлагаю вам устроить учебную стратегию, которая понадобится вам в течение следующих пяти минут. Освободите свой внутренний опыт, успокойте внутренние диалоги, примите удобную позу, не создавайте внутренних образов. Попытайтесь заметить с помощью вашего аппарата восприятия те связи, которые существуют между вопросами, которые я буду задавать нашим трем испытуемым, и невербальными ответами. Особенно внимание обратите на движение глаз испытуемых. На остальные возникающие в процессе ответов важные явления мы обратим внимание в другой раз. Сейчас же обратите внимание на эту часть невербальной реакции. Сейчас я задам нашим испытуемым всего несколько вопросов. Просьба к испытуемым: найдите ответ на вопрос, но не вербализуйте его. После того, как вы отдадите себе отчет в том, что знаете ответ на вопрос, либо же его не знаете, прекратите думать о вопросе. Вербально вы не должны мне ничего отвечать - сохраните ответ для себя. Первый вопрос - Какого цвета верхний глаз светофора - красного или зеленого... Сколько светофоров вы видели сегодня утром по дороге в наш отель? Какого цвета глаза у вашей матери? ... Сколько цветных ковров в вашей квартире? ... (Фрэн на каждый вопрос в ответ смотрит вперед, Харвей - вверх и влево, Съюзен - вверх и направо, иногда прямо вперед.) Заметили ли вы движения глаз испытуемых? Отметили вы какую-то систематичность в этих движениях? Задержитесь на некоторое время. Наши испытуемые - сложные человеческие существа, поэтому они дают более, чем одну реакцию. Но, тем не менее, в реакциях на заданный нами вопрос есть и нечто общее. Сейчас я задам испытуемым другие вопросы, а вас попрошу наблюдать за тем, как будут изменяться их глазодвигательные реакции: "Вспомните фрагмент вашего любимого произведения... Какая буква в алфавите стоит перед "р". Попробуйте вспомнить голос вашей матери..." (Фрэн и Харвей смотрят влево вниз после каждого вопроса, Съюзен смотрит вправо вниз). Вот каковы различия в реакциях на предыдущий и данный набор вопросов. А сейчас следующие вопросы: "Помните ли вы, как вы ощущаете воду, когда плаваете? ... Что происходит с вами зимой, когда вы из уютно натопленного помещения выходите на мороз? (Фрэн и Харвей смотрят вниз, Съюзен - влево вниз). Какова же связь между набором вопросов и глазодвигательными реакциями? Что вы наблюдаете, пока я задавал вопросы? Мужчина: Я заметил, что когда Съюзен зрительно представляет себе что-то она смотрит вверх. Но иногда она смотрит прямо вперед. ОК. Я согласен с вами. Как же вы узнали, что она в данный момент что-то зрительно представляет? Ведь это ваше предположение. Что за вопросы я задавал, когда вы заметили эти движения глаз? Мужчина: О цвете глаз и светофорах. То есть вопросы, требующие по преимуществу визуальной информации. В реакциях на эти вопросы было много движений глаз, направленных вверх. А в какую сторону преимущественно? Женщина: Съюзен смотрела направо. Это потому, что она левша. Потому что она левша? Но она не всегда будет смотреть на право. Понаблюдайте это. Съюзен, как бы вы выглядели, если бы у вас были длинные рыжие волосы? ... На кого бы вы были похожи, если бы у вас выросла борода? . | ||
|